Секреты гончаров

Способ надглазурной росписи

В 18 веке мастера гончарного дела смогли разработать и третий способ росписи, который был вызван желание гончаров сделать фаянс ближе по окраске к фарфору, который выглядит гораздо ярче и шикарнее. Данный способ состоит в следующем: после того, как произведен первый обжиг изделия, его окунают в непрозрачную глазурь, после этого следует второй обжиг, который отличается большей температурой. Вот только лишь после того, как изделие было обожжено второй раз, мастер наносил рисунок. Следующий шаг – третий обжиг, во время которого глазурь не расплавляется. Этот способ имеет свои преимущества – палитра красок обогащалась, потому что масса красок, не переносящих высокой температуры при обжиге, оказывается в руках гончара. Сама роспись производилась уже по твердой обожженной основе, за счет чего было возможным создавать живописные изображения. Но был и свой недостаток – краски утрачивали блеск и внутреннюю силу, пропадало своеобразное сияние цветовой гаммы.

Техника выполнения

Главным правилом гжельской техники росписи является только ручное исполнение рисунка. В работе художниками используются краски белого, голубого и синего цветов. Синий цвет применяется в более, чем 20 оттенках, для майолики применяется пятицветка – белый фон, желтый (соли сурьмы), зеленый (соли меди), синий (соли кобальта), вишневый (моли марганца) цвета.

Набор инструментов художника очень простой: палитра из стекла для смешивания оттенков, кисточки разного типа, шпатели, банки для смеси из окиси кобальта. Классический кобальтовый рисунок наносится при помощи подглазурной техники, то есть орнамент после нанесения покрывается белой глазурью и обжигается. Для нанесения орнаментов применяется специальная азбука мазков, которая у каждого мастера может иметь свои особенности. В основе большинства узоров находится мазок-капелька, при помощи которого изображаются листья, стебли, цветы. Мазок тенями – это обратный мазок в одну стороны с переходом от темного оттенка к светлому.

Самыми популярными узорами являются гжельская роза с размашистыми, крупными мазками и птица.

Гжель с традиционной синей росписью составляет единое целое формы и изделия и декора. Рисунок подчеркивает форму, придает объем и гармонию, оживляет холодный фарфор. Но именно пластика диктует, каким будет орнамент и его оттенок, что именно будет выражено художником в готовом изделии.

Техники росписи по керамике

Для начала разберемся в понятиях. Керамическими называются изделия, прошедшие обжиг в печи. Это предметы из природной глины: так делают кухонную утварь, игрушки, декоративные скульптуры и статуэтки уже не одну тысячу лет. Роспись может быть ручной или механической. В первом случае мастер рисует своими руками, во втором – используется всевозможные штампы и печать.

Подглазурная

Одна из самых сложных техник росписи фарфора – подглазурная. Но новички в росписи по керамике нередко пробуют себя именно с этой росписи. Она наносится до того, как изделие отправится в печь.

Подглазурное нанесение рисунка

Особенности технологии подглазурной росписи:

  • верхнюю глазурь делают и прозрачной, и тонированной, и цветной, в зависимости от желаемого эффекта;
  • основными красителями становятся оксид кобальта и оксид железа, они прекрасно переносят обжиг, не перегорают, не меняют цвет;
  • такая роспись считается более устойчивой, ведь глазурный слой защищает картинку;
  • мастер может наносить краску по карандашному контуру либо сразу приступать к росписи кистью;
  • краски наносятся на обожженные либо хорошо высушенные керамические изделия, под слоем глазури поверх красок рисунок на время исчезает, но изделие отправляется в печь и после обжига приобретает конечный вид – с проявленным рисунком.

Процесс подглазурной росписи представлен в данном видео:

На насыщенность цвета подглазурной краски влияет температура обжига, качество глазури. Готовая расписная керамическая чашка (например) отличается плавными и нежными линиями росписи.

Примером качества такой технологии является роспись по фарфору специалистов Майсенской мануфактуры. Правда, они еще предлагают в рамках одного изделия комбинировать подглазурную и надглазурную росписи, и это дает интересный результат.

Внимание! Основной плюс такой росписи – долговечность. Главный минус – нужно быть хорошо подготовленным художником, ведь краски быстро впитываются в глиняные поры, и исправить ошибки крайне трудно.

Внутриглазурная

В этом случае краски наносятся на закрепленную глазурь. Потом изделие отправляется в печь (температура выше 1000 градусов) и в ходе обжига краситель вплавляется в глазурное покрытие. Не нужно бояться, что рисунок расплывется: нет, он стоек. Благодаря такой технике удастся создать керамическое изделие, которое прослужит долго, а его роспись не деформируется много лет. Это не самый распространенный вид художественной росписи по керамике, и для новичков не самый оптимальный.

Основные плюсы методики – долговечность, четкость рисунка. Основные минусы – трудоемкость, точность, наличие опыта.

Надглазурная

Надглазурная роспись проще, чем выше представленные варианты. И если покупать, например, такую фарфоровую тарелку, она будет стоить дешевле той, что расписывали подглазурным методом.

Особенности стандартной надглазурной росписи:

  • краситель мастер наносит на уже закрепленную эмаль, после чего изделие отправляется в печь на температуру, не доходящую до 1000 градусов;
  • так как температура в печке сравнительно низкая, можно использовать краски широко ассортимента, то есть не только те, которые не меняют своих характеристик при высочайших температурах.

Главный плюс технологии – простота входа в ремесло, то есть новичкам легче поддается именно эта техника. Главные минусы – роспись не защищена верхним глазурным слоем, потому менее долговечна.

Советы начинающим декораторам

Если у вас есть готовое гончарное изделие, горшок или тарелка, которую хочется украсить, нужно учитывать некоторые особенности процесса:

  • для работы потребуются краски, беличьи или колонковые кисти, спонжи, ватные палочки, зубочистки, вода, палитра;
  • если для росписи по керамике выбирается основа не белая, а краснового цвета глины, то после обжига краски могут потерять желанный оттенок;
  • не стоит окрашивать края и кромки изделий, краска может легко стереться;
  • при нанесении рисунка проверяйте, нет ли ошибок и не нужных мазков. После обжига исправить ничего будет нельзя.

Если вы хотите в совершенстве овладеть техниками росписи гончарных изделий и керамики, лучше обратиться за помощью к профессиональным керамистам, а обучение в гончарной школе будет лучшим вариантом.

Мастер-класс: роспись на керамической плитке

Дух захватывает от мысли, что самостоятельно можно заняться росписью керамической плитки. Той самой, которая впоследствии станет фартуком на кухне или выстелет столешницу. Можно начать и с заданий попроще: например, сделать расписную плитку, которая станет обрамлением зеркалу. Новички часто используют краситель-акрил, очень удобный в нанесении и покорный даже пока не в очень опытных руках.

Роспись керамики акриловыми красками – что подготовить:

  • керамическую плитку любого размера и цвета (зависит только от ваших предпочтений);
  • акриловые краски по керамике – они требуют горячей сушки, точные температурные показатели указаны на банке с краской;
  • контур;
  • прозрачный лак;
  • синтетические кисточки;
  • средство для обезжиривания плитки на спиртовой основе;
  • трафарет или шаблон для переводки.

Роспись плитки своими руками:

  1. Любой понравившийся узор можно распечатать и перевести с помощью копирки на плитку. А если одинаковых плиток будет много, удобнее использовать трафарет.
  2. Механическим карандашом нужно убрать грифель, давить придется усиленно, ведь рисунок должен хорошо отпечататься на плитке.
  3. Можно наносить краску. Сначала делается заливка основной краски. Если краска густовата, не разбавляйте ее водой! Лучше заранее купить в магазине специальные разбавители. После того, как краска нанесена, кисточку промойте растворителем.
  4. Если вдруг краска попала не в то место, где ей полагается быть, убрать ее можно обратным кончиком кисти.
  5. Контур – специальное средство, которое придает изображению объем. Он наносится либо ровной линией, либо точечно. Для новичков второй вариант предпочтителен.
  6. Если краска использована запекаемая, отправляйте плитку в духовой шкаф. Выставляйте ту температуру, которая указана на банке с красками. Нельзя сразу же после обжига доставать плитку, она должна полностью остыть в духовом шкафу.
  7. Несмотря на то, что производитель почти всегда пишет о стойкости красок, лучше добавить защитный слой. То есть покрыть готовую плитку прозрачным лаком. Так изделие однозначно станет более прочным, и изображение будет надежно защищено.
  8. Те же действия проделываются с каждой плиткой. Готовую плитку можно использовать: в данном случае она стала креативной рамой для зеркала в средиземноморском стиле.

Витражная росписи, точечная, стилизация под гжель – вариантов, как проявить себя в росписи керамики, очень много. Это популярное художественное направление вот уже не одно тысячелетие привлекает людей своей простотой и изяществом. А еще работа с керамикой – одна из самых сильных техник арт-терапии.

Познакомиться с точечной росписью керамических изделий, вы можете в статье: «Учимся точечной росписи – рекомендации для начинающих и подробный мастер-класс».

Попробуйте и вы!

Виды росписи

Желая украсить свои дома и предметы обихода, люди с древнейших времён применяли определённые приёмы и техники. С развитием гончарного мастерства, появления сложнойкерамики роспись посудыпревратилась в отдельный вид искусства. Со временем в России сложились несколько отличных друг от друга узнаваемыхвида росписи керамики. Гжельская — самая известная за границей роспись из России. Она сложилась ещё в XIV веке и с тех пор изменилась совсем не много. В область, называемую Гжельский куст, входит 27 деревень, имеющих мастеров гончарного дела. Они придумалирасписать керамикукобальтом по влажной глине, а после обжига – повторяли процесс ещё раз. Именно кобальт даёт неповторимый синий оттенок узоров, а двойная техника нанесения – обогащает оттенки красок.

Выбирая,как расписать керамику, можно придумать свой неповторимый стиль и орнамент. Только индивидуальность делает обычный предмет предметом искусства.

Учимся красивой росписи по керамике в мастер-классе

Для «Росписи с разводами» потребуется:

  • белая или светлая керамическая кружка
  • жидкость для снятия лака или ацетон
  • ватные диски и палочки (для обезжиривания поверхности и коррекции рисунка)
  • 2-3 пузырька лака для ногтей (можно использовать даже старые и загустевшие)
  • любая емкость с теплой водой (например, обыкновенный пластиковый контейнер)
  • зубочистки
  • салфетки

Мастер класс «Роспись с разводами»:

1)Поверхность кружки необходимо тщательно вымыть и протереть жидкостью для снятия лака или ацетоном.

2)В емкость с теплой водой добавляем лак для ногтей. От его количества будет зависеть цвет нашего изделия: чем больше лака, тем насыщеннее будет рисунок. Если вы используйте лак нескольких цветов, добавьте после первого сразу второй, потом третий.

3)Зубочисткой аккуратно перемешайте получившуюся смесь.

4)Опускаем чашку в контейнер со смесью – поверхность изделия моментально начнет покрываться рисунками с акварельными разводами

Обратите внимание на то, что верхний край кружки должен остаться неокрашенным

5)Рисунок можно подправить при помощи жидкости для снятия лака и ватных палочек. Оставьте заготовку для высыхания на три часа.

6)Высохший рисунок можно по желанию дополнить узорами, выполненными контурными красками, блестками и т.д. Стильная чашка готова занять свое почетное место на обеденном столе! Чтобы рисунок не пострадал, мыть такие изделия нужно только вручную, а также не ставить такую посуду в СВЧ-печь.

Самостоятельно украсить можно не только кружки, но и другую посуду, например, тарелки. Искусство точечной техники требует больше времени и усилий, чем «роспись с разводами», но результат того стоит.

Для точечной росписи тарелки потребуется:

  • однотонная керамическая тарелка
  • тетрадный листок в клетку или миллиметровая бумага
  • скотч
  • ножницы
  • ацетон (можно заменить жидкостью для снятия лака)
  • акриловые краски – лучше всего пользоваться специальным контуром, т.к. он имеет более плотную текстуру и его удобно выдавливать из тюбика по капле
  • кисти

После покрытия лаком у нас получится декоративная тарелка, есть из нее уже будет нельзя. Если же вы хотите пользоваться ей на кухне, то нужно выбирать специальные акриловые краски для запекания, лак для них не понадобится.

Мастер-класс «Точечная роспись тарелки»:

1)Тарелку необходимо тщательно вымыть, затем тщательно высушите поверхность и обезжирьте ее – протрите ацетоном или жидкостью для снятия лака.

2)Теперь нужно выбрать узор, который мы будем наносить на стекло. Начинающие могут вдохновиться примерами во всемирной паутине или использовать рисунки из этого мастер-класса.

3)Делаем из бумаги трафареты и приклеиваем их с помощью скотча на тарелку. Опытные мастера могут не пользоваться никакими шаблонами, а рисовать сразу «из головы», но чтобы узор был аккуратным и симметричным, лучше подстраховаться.

4)Сначала нужно немного потренировать техники нанесения точек  на черновике, и можно начинать роспись.

5)Продолжаем расписывать тарелочку акриловыми красками, добавляя новые цвета и изготавливая дополнительные виды трафаретов при необходимости.

6)Если вы видите, что какая-то точка смотрится «криво», ее можно сразу подправить сухой ватной палочкой. Если же краска уже успела застыть, что придется использовать палочку, намоченную в растворителе. В случае особо тонких точек можно использовать зубочистки.

7)Наша тарелочка, расписанная своими руками, готова!

И, конечно же, нельзя обойти стороной посуду, оформленную в традиционном стиле: хохлома, гжель, жостово… Такие изображения больше похожи на настоящие картины, чем на обыкновенные узоры, поэтому приступать к ним лучше уже имея опыт росписи по керамике. 

Для росписи тарелки в технике гжель понадобится:

  • белая керамическая тарелка
  • простой карандаш
  • ацетон (можно заменить жидкостью для снятия лака)
  • акриловая синяя и белая краски
  • кисти

Мастер-класс «Роспись тарелки в технике гжель»:

1)Тщательно моем и обезжириваем поверхность керамической тарелки.

2)Простым карандашом эскиз рисунка – цветы, листья, сказочные птицы.

3)Потренировавшись на бумаге, начинаем роспись в стиле гжель, сочетая темно-синие и светло голубые мазки.

4)Даем краске высохнуть. Готово! Раскрашенную тарелочку для закрепления рисунка можно покрыть специальной глазурью.

Мастер класс №2: роспись кружки и чашки акриловой краской

Здесь будет использоваться довольно простой рисунок, который не требует особенных художественных навыков, так что надо только желание, материалы и немного времени.

Материалы:

  • белая чашка (кружка)и блюдце (керамические или фарфоровые),
  • маркер Pebeo Porcelaine 150,
  • несколько цветов красок акриловых (синий, сапфировый, белый, цвета радуги),
  • одна или две кисточки,
  • палитра для смешивания красок (можно использовать тарелочку),
  • несколько ватных палочек (чтобы исправлять ошибки),
  • спирт или средство для мытья стекол, обычная кухонная печка.

Технология росписи:

  1. Сначала нужно спиртом или средством для мыться окон очистить керамику и посуду от отпечатков пальцев или жира.
  2. Рисуем на чашке и блюдце (кроме центра блюдца, куда ставится чашка) капельки дождя, то есть их контуры. По центру блюдца рисуете радугу.
  3. Таким образом получится, что, когда чашка стоит на блюдце, радуги не будет видно, зато, когда чашку поднимут с блюдца для чаепития, будет приятный маленький, радужный в прямом и переносном смысле слова, сюрприз. Помните, что краска засыхает за 5-10 секунд.

СОВЕТ: Если Вы никогда раньше не использовали маркер, надо сделать так, чтобы из него начала вытекать краска. Для этого его надо где-то 30 секунд потрясти, а затем нажать кончиком на лист бумаги, пока краска не начнет течь. Как только краска пошла, можно начинать рисовать.

  1. Возьмите кисть среднего размера, чтобы разрисовывать капли дождя. Используйте синюю краску. Можно рисовать сразу той краской, что в бутылочке, а можно добавить немножко воды, чтобы цвет был не такой насыщенный. Не встряхивайте краску, это может создать пузырьки, которые понизят качество рисунка.

Если Вы немножко вылезли за контуры и краска еще не высохла, это можно исправить с помощью ватной палочки или салфетки. Если краска уже высохла, сначала смочите ватную палочку спиртом, а уже потом исправляйте ошибку. Если при разрисовке была допущена большая ошибка и Вы хотите начать сначала, то промойте посуду под теплой водой или протрите спиртом и дайте ей хорошо высохнуть перед тем как заново начинать рисовать.

Эти краски хорошо смешиваются между собой, так что Вы можете разрисовать часть капелек синим, потом смешать с сапфировым и разрисовать остальные

Можете часть разрисовывать просто краской, а часто – краской, смешанной с водой.
Важно мыть и хорошо протирать кисточку при переходе на каждый новый цвет краски.

  1. После того, как дорисуете капли дождя, переходите на радугу. Для этого используйте очень тоненькую кисточку, чтобы рисунок был аккуратненький и не вылезал за контуры.
  2. Помните, что зеленый цвет можно получить, смешав желтый и синий, а оранжевый – красный и желтый.
  3. Рисунок уже закончен, но эта посуда еще не готова к использованию. Оставьте сохнуть на 24 часа.
  4. По истечению данного времени поставьте посуду в прохладную духовку, выставьте температуру 150° C. Когда духовка разогреется до выставленной температуры, установите таймер на 30 минут и оставьте выпекаться. По истечению времени, выключите духовку и дайте посуде остыть перед тем, как вынимать.
  5. Вот теперь все. Можете наслаждать чаепитием!

В общем, с помощью этих же инструментов Вы можете нарисовать и любой другой рисунок, какой появится в Вашей фантазии.

Делаем декоративные тарелки своими руками: техники украшения

Декоративные тарелки создаются при помощи самых разнообразных техник и с использованием различных материалов. Это может быть украшение в технике декупажа и квиллинга, украшение лентами, разные виды росписи – витражная, точечная, мраморная и другие. За основу можно взять как обычную керамическую тарелку или тарелку из глины, так и вырезать подходящий по диаметру круг из фанеры и работать на нем.     

Оформление тарелки в технике декупаж.

Для работы потребуется основа круглой формы, тазик с водой, клей, кисточка, ножницы и акриловый лак, а также подходящее изображение – открытка или распечатанный рисунок.

Наносим 5-7 слоев акрилового лака на изображение, давая как следует подсохнуть каждому предыдущему слою. Когда весь лак высох помещаем изображение в тазик с водой на 10-15 минут, затем вынимаем и отделяем бумагу от слоя лака. Вырезаем нужный фрагмент рисунка, помещаем на тарелку и фиксируем на ней также с помощью лака. Закрепить тарелку можно на стене с помощью веревки или крышки с колечком от консервной банки, закрепленной клеем сильной фиксации, а также установить на стол с помощью специальной подставки. Получилось прекрасное украшение с минимумом затрат.

Роспись декоративной тарелки.

Если вы умеете или просто любите рисовать, то обязательно стоит попробовать расписать тарелку. Для этого существует несколько способов: роспись по трафаретам, точечная, витражная, художественная роспись и другие. Каждый художник сможет выбрать для себя способ по вкусу и по силам.

Для рисования используются акриловые краски, самосохнущие и требующие запекания, специальные маркеры по стеклу и керамике. Если опыты в рисовании у вас достаточно или душа требует импровизации можно создавать узор прямо на ходу или воспользоваться техникой художественной росписи, когда тарелка становится холстом и на ней создаются целые картины. Начинающему художнику легко будет работать с помощью трафаретов или используя технику точечной росписи.

Точечная роспись.

Точечная роспись – это техника рисования и создания контуров с помощью нанесения точек, за счет них создается эффектное объемное изображение. Тарелки, украшенные таким способом, выглядят словно расшитые бусинами или бисером. Для работы понадобятся акриловые краски, рисовать ими можно прямо из тюбика или, если это способ покажется сложным, использовать маленькую кисточку или зубочистку. Предварительно потренируйтесь ставить точки разных размеров и сохранять одинаковое расстояние между ними.

Перед работой обезжириваем поверхность. Для новичка лучшим вариантом будет использование стеклянной прозрачной тарелки, с обратной стороны которой можно приклеить шаблон узора. Также можно перевести рисунок на тарелку с помощью кальки. Начинаем работу с отрисовки больших общих контуров, далее переходим к мелким деталям.

Оставляем тарелку как следует просохнуть в течение суток, ускорить этот процесс можно с помощью фена или путем запекания тарелки в духовке в течении получаса при температуре около 160 градусов. После полного высыхания закрепите рисунок лаком.

Декоративная тарелка в смешанной технике.

При создании декоративной тарелки конечный результат зависит только от мастера, который может использовать не только различные техники, но и их сочетания. Например, для создания тарелки как на фото ниже, мы будем использовать технику декупажа вместе с точечной росписью.

Итак, подготавливаем основу, обезжириваем ее. Далее работаем в технике декупажа. Выбираем подходящее изображение, обрабатываем его лаком и даем просохнуть. Замачиваем в воде, отделяем рисунок, вырезаем и закрепляем его на тарелке, не забыв оставить свободной кромку для росписи. После высыхания лака расписываем кромку тарелки, а также добавляем объема рисунку с помощью техники точечной росписи и покрываем финишным слоем лака. Не забываем, как следует просушивать все слои работы. В итоге получилась замечательная декоративная тарелка в стиле прованс, которая с легкость украсит подходящий интерьер или станет очень оригинальным подарком.

Конечно же существует множество техник украшения тарелок, например, более сложная в исполнении роспись витражными красками или мраморная техника. Однако не стоит сразу стремиться к сложным работам, как мы видим даже самые простые приемы дают в итоге потрясающий результат, если приложить немного усилий и добавить вдохновения. Не бойтесь пробовать, ошибаться, искать подходящие способы и создание декоративных тарелок подарит вам множество приятных эмоций.

Тиснение

Подобный тип отделки представляет собой оттиск или продавливание на поверхности какого-либо узора. Наноситься он может как снаружи, образуя на поверхности ямочки и желобки, так и располагаться изнутри, формируя выпуклости (так называемые «жемчужины»).

Самый простой способ тиснения – защип. Для его нанесения не требуется никаких специальных инструментов. Защипы делали пальцами, обычно на краешке посуды, делая его кружевным и рельефным.

Далее процесс совершенствовался. Для создания тиснений начали использовать кусочки тканей или жгуты

Их плотно наматывали на сырой материал, а затем осторожно снимали. Таким образом на поверхности будущего горшка или кувшина создавался витиеватый плетеный узор

Мастера древнего Востока шагнули еще дальше. В качестве шаблона для оттиска они использовали жгуты из хорошо горючих материалов, например соломы. Их наматывали на изделие и ставили его в печь. Шнур быстро выгорал, а вот его оттиск оставался.

Далее настал черед изготовления простейших инструментов. Ими могли быть остро заточенные палочки, скругленные ветки, костяные иглы и многое другое. В конце концов, были созданы привычные нам стеки ‒ палочки имеющие на концах зубчики, выступы или петли, которыми срезается часть материала при создании скульптур.

O-M

Ещё один бренд трогательных и минималистичных изделий O-M придумала керамистка Кэрри Лау. В родном Гонконге художница работала в модном журнале, однако ради обучения графическому дизайну переехала в Лос-Анджелес. Керамика стала для Лау своего рода терапией в незнакомом городе в чужой стране. Для своей посуды она использует глину и краски естественных спокойных оттенков — бежевого, белого, нежно-розового и других, разбавляя их иногда яркими цветами. В основном Кэрри лепит кружки — широкие, симметричные и с большими ручками. Но среди прочего в её исполнении найдутся тарелки, стаканы и статуэтки — всё в узнаваемом стиле.

Рельефный декор

Рельефный (скульптурный): посуда отливается с готовыми деталями или они формируются отдельно и лепятся на стенки изделий, а также прорезаются линии, бороздки, ямки. Различаются несколько видов узоров на керамике:

  • Орнамент: волнистый, выемчатый, гребенчатый и т. д. Нанесение прямых, волнистых линий, выемок происходит на еще влажную заготовку с помощью острого или круглого предмета, гребня. Выемки заполняются белой глиной для создания интересных сочетаний и переходов тёмного к светлому оттенку и наоборот.
  • Граффити—на поверхности просто процарапываются надписи, различной формы фигурки.
  • Гравировка, практически такое же декорирование посуды, только прочерчиваются очень длинные линии на свежей заготовке, находящейся на гончарном круге.
  • Каннелюры или орнамент с широкими желобками.
  • Тиснение, выполняется на только что слепленных изделиях из глины, ещё не подвергнутых обжигу. Используются предметы разнообразных форм для получения причудливых углублений, потом керамика отправляется на обжиг.
  • Налепные узоры: раскатываются жгуты, катыши и другой формы детали руками на гладкой доске. Когда глина подсохнет до кожетвёрдого состояния, на её поверхность, смоченную водой или жидкой глиной, выкладываются узоры из этих деталей. Только потом следует обжиг в печи.

Использование штампов

Создание штампов считается следующим шагом при создании стеков. На концах палочек, которыми наносились узоры, начинали вырезать примитивные рисунки: круги, ромбы или дуги. Со временем эти узоры становились все сложнее. Даже самый примитивный штамп мог иметь в рисунке более десятка отдельных деталей. Каждый мастер старался изобрести свой уникальный рисунок для декора керамики.

Однако, даже возможность нанесения рисунка целиком не способна была значительно ускорить производство. Вскоре свет увидело новое изобретение, так называемые «накатки». Представляли они собой валики с мелким повторяющимся рисунком или орнаментом. Он мог быть очень простым, например, для нанесения простой или пунктирной линии, а мог содержать целый рисунок или его часть.

Далее тисненый рисунок можно было раскрасить. Однако некоторые умельцы заполняли углубления жидкой подкрашенной глиной. Такой процесс назывался «молетажем». На внешне гладкой поверхности оставался рисунок, достаточно четкий и устойчивый к истиранию.

Ход работы

Существуют различные техники выполнения росписи по керамике. Это может быть простая точечная роспись с использованием шаблонов или сложные художественные рисунки, сделанные от руки. Все зависит от пожеланий и фантазии автора. Расписывать можно керамическую или глиняную посуду, покрытую глянцевой или матовой глазурью – блюда, кружки, чайники, горшочки и т.д. Рассмотрим, как можно сделать роспись на примере чашки и тарелочки.

Роспись начинается с подбора подходящего рисунка в качестве шаблона. Чтобы определиться с трафаретом, необходимо выбрать стиль будущей поделки. Это может быть строгий геометрический узор, абстракция, этнический орнамент, сюжет. Для вдохновения стоит посмотреть несколько фотографий расписной посуды.

Кружка, как правило, небольшого размера и имеет округлые формы, что надо учитывать при выборе рисунка. На чашечке можно изображать фрукты, животных, сюжеты, а также округлые узоры и орнаменты в виде каймы.

Трафареты и шаблоны рисунков для кружки могут быть такие:

Не стоит забывать и про народное мастерство – гжель, которая очень хорошо смотрится на керамических тарелочках. Чтобы сделать такую роспись, достаточно перевести через копирку понравившийся узор (наметить линии) или перерисовать его от руки.

Прежде чем приступать к росписи керамической поверхности, рекомендуется потренироваться делать гжельские узоры на бумаге гуашью. Синей и белой краской с помощью кисти делаются широкие мазки, чтобы получились лепестки цветов.

Гжельские узоры на тарелке могут быть такими:

  1. Начать раскрашивать кистью и красками фон и крупные детали перенесенного рисунка, придерживаясь намеченных контуров,

Печать

В этом случае используется только один цвет краски, поэтому этот способ декора лучше сочетать с дополнительным раскрашиванием. Делится на два вида:

Прямая печать

Применяется на поверхности без сложных изгибов с помощью трафарета. Шаблон из фольги крепится к изделию, краска наносится вручную или распыляется. Можно использовать последовательно несколько трафаретов. У готового изделия получаются четко очерченные края, отсутствуют мелкие детали в рисунке.

Непрямая или трансферная печать

производится немного по-другому: сначала рисунок создается на бумаге, затем переносится на готовое изделие. Обычно это связано со сложной поверхностью исходного материала. Тоже подразделяется на виды:

Тампопечать—изображение находится на клише из силикона, который легко отдаёт краску керамике при соприкосновении. Благодаря своей эластичности, тампон переносит красочный рисунок на сложные (изогнутые) и труднодоступные места
Декалькомания, изображение передаётся по принципу переводных картинок. Специальными красками рисуется картинка, покрывается сверху лаком и погружается в воду

Лак отстает от бумаги, это пятно осторожно помещают на керамику и отправляют в печь. Краска запекается на поверхности, лаковый фон выгорает

Процесс переноса рисунка возможен только вручную, это влияет на себестоимость изделия, получается трудоемкая и дорогая работа. Зато декорировать можно посуду с самой сложной формой, изображения получаются надёжные, ярких и сочных цветов
Сублимационная, сверху материал покрывается полимерной пленкой, к которой плотно прижимается картинка, выполненная сублимационными чернилами. При нагревании они проникают в поверхность, прочно закрепляясь в ней. Рисунок оказывается надежно защищенным от любого механического воздействия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector