Геометрическая резьба по дереву для чайников

Содержание:

Деревянные изделия для декора дома

Оригинальные и интересные поделки из дерева могут стать декоративным украшением любого дома. Изделия из природного материала приятно оживляют пространство, вносят большую долю уюта в технологично оформленные, современные интерьеры.

Кроме эксклюзивных фрагментов мебели, обширных панно и лестниц, вырезанных мастерами, каждый может самостоятельно выполнить уникальные вешалки, рамки и картины из деревянных отходов.

Необычные формы веток подойдут для изготовления уникальной вешалки или своеобразного карниза для занавесок. Также вешалку для одежды в прихожей можно оформить сочетанием спилов из веток и стволов дерева разного диаметра и цвета.

Устаревшей мебели можно придать новый декор, отделав ее красивыми деревянными плашками разной толщины. На стене в гостиной можно сделать каминную доску из резного бруса, оформить стену в стиле деревянного сруба.

Часть стены можно отделать, а заодно и утеплить красивым панно из деревянных деталей. Для этого можно выбрать внешнюю стену коридора, детскую комнату, а также сделать фартук над рабочей зоной в кухне из твердых пород, таких как вишня, орех, ясень или бук.

Особое место занимают в творчестве искушенных художников резные панно с изображением сложных сюжетов, или картины из набранных и вырезанных кусочков разной древесины.

Аккуратно вырезанные по нарисованному заранее мозаичному шаблону и обработанные фрагменты собираются на основе из фанеры с помощью эпоксидной смолы или ПВА. По такому же принципу делаются сложные наборные панно из обрезков натурального шпона.

История развития

Еще в древней Руси появились первые предметы, украшенные геометрической резьбой. И именно Русь считается родиной данной техники работы по дереву, которая впоследствии получила распространение по всему миру.

Кроме того, из древесины даже изготавливались дверные замки, которые также были украшены резьбой. Один такой экземпляр, созданный в XVIII веке, сохранился и по сей день находится в одном из музеев Москвы.

Стоит также отметить, что геометрия резьбы своими корнями уходит во времена, когда люди поклонялись языческим богам, поэтому абсолютно все орнаменты, нанесенные на предметы, имели определенный, довольно глубокий смысл.

В современном мире такие предметы не наделяются каким-либо магическим смыслом, но во времена древней Руси они использовались для защиты семьи, оберега дома, а иногда даже от порчи и сглаза.

Процесс резьбы

Подготовка к работе

Когда мы приобрели все необходимое, можно приступать к освоению методики вырезания фигурок своими руками.

Однако вначале мы беремся не за нож, а за карандаш:

Эскиз рейной совы

  • На листе бумаги делаем несколько набросков, прорисовывая основные элементы нашей будущей фигурки. Это опытные мастера могут работать «от материала» – нам же на первых порах желательно иметь заранее продуманный эскиз.
  • Если есть возможность, то разделяем будущую фигурку на несколько частей, которые затем можно будет собрать на штифтах. Очень часто по такому методу вырезают длинные хвосты животных, конечности, расположенные перпендикулярно основной плоскости и т.д.

Эскиз, пластилиновая модель и подготовка формы

  • Затем берем заготовку и отмечаем на ней основные части будущей фигурки. Конечно, полностью переносить рисунок не нужно, но основные линии должны быть у нас перед глазами.
  • Затем обрезаем части заготовки, которые не будут использоваться в работе.

Важно! Не стоит обрезать излишки точно по границе эскиза. Как правило, мастера оставляют части древесины на краях и спиливают их в последнюю очередь с уже практически готового изделия – так куда удобнее держать фигурку при резьбе

Черновая обработка

Инструкция по черновой обработке будет следующей:

Вначале от заготовки отрезаем или отпиливаем все части, которые будут выходить за пределы фигурки. Наша задача – получить простую геометрическую форму, контурами повторяющую будущее изделие.

Фото результатов черновой резьбы

  • Затем на границах частей фигурки (голова, туловище, конечности) делаем пропилы, глубина которых чуть меньше требуемой по эскизу.
  • Используя нож для резьбы, начинаем формировать контуры каждой части, срезая фрагменты древесины от пропила до пропила. Удобнее всего начинать с углов заготовки, постепенно выводя каждую деталь на восемь граней.
  • Продолжаем работу, снимая с каждым разом все более тонкую стружку.

Выполнение основных форм

Чистовая обработка

После того как мы вывели общие контуры фигуры, нам необходимо переходить к формированию мелких деталей, рельефных элементов и орнаментов. Для этой цели используем не только стандартный нож, но и дополнительные резцы, которые были перечислены в предыдущем разделе.

Некоторые детали вырезаются отдельно

Важно! Тонкая работа требует применения идеально острого инструмента, потому прежде чем начать резьбу, вначале затачиваем все лезвия на абразивных брусках, а затем правим на кожаном ремне с использованием хромосодержащих паст (ГОИ и аналоги). Чистовую обработку выполняем таким образом:

Чистовую обработку выполняем таким образом:

  • На черновую заготовку наносим контуры будущих элементов.
  • Края вырезаемой детали обозначаем либо с помощью проколов шилом, либо путем прореза на необходимую глубину с использованием острия ножа.
  • Затем выполняем резьбу, выбирая каждым движением небольшое количество древесины и при необходимости сглаживая углы.

Проработка мелких деталей очень важна

  • Качественно прорабатываем углубления, вначале процарапывая их с помощью копьевидных инструментов, а затем формируя края ножом-косяком или угловой стамеской.
  • Если эскиз предусматривает наличие сквозных отверстий, то вначале просверливаем паз с помощью тонкого сверла, а затем расширяем, обрабатывая края резцами.
  • На гладкие поверхности наносим рельеф из множества однотипных элементов – насечку или выборку.

Естественно, чем меньше будет размер декоративных элементов, тем сложнее нам будет работать, так что начинать лучше с достаточно крупных объектов, постепенно совершенствуя мастерство фигурной резьбы.

Отделка фигурки

Чтобы деревянные фигуры животных для интерьера и другие детали выглядели привлекательно и долгое время сохраняли свой первозданный внешний вид, их необходимо подвергнуть защитной обработке:

Вначале с помощью наждачной бумаги шлифуем все участки, которые должны быть идеально ровными и гладкими.

Совет! Рельефные поверхности, такие, как имитация меха или чешуи, стоит также обработать абразивом для снятия заусенцев. Но в этом случае шлифовку нужно проводить предельно аккуратно, чтобы не «смазать» текстуру.

Лакированное изделие после шлифовки

  • Протираем фигурку влажной ветошью, снимая мельчайшую древесную пыль.
  • Обрабатываем изделие морилкой или другим составом, защищающим дерево от гниения.
  • Сверху наносим несколько слоев лака, который предотвратит попадание влаги в целлюлозные волокна.

Древесина для резьбы по дереву

Так размер поделки, ее форму, цвет, каким инструментом вы будете работать по дереву.

Береза. Древесина березы очень светлая, легко поддается резке как вдоль, так и поперек волокон, хорошо сверлится, из нее получаются хорошие поделки. Однако в резке не желательно использовать склеенные бруски березы, так как направления волокон будет разным, и поделка не будет казаться цельной. Древесина березы со временем может коробиться и темнеть.

Для контурной и прорезной резьбы может хорошо подойти хвойные породы деревьев. Широкое расстояния между годичными кольцами и мягкая древесина (ель, сосна) позволяют без особого труда наносить крупный орнамент. К недостаткам сосны и ели как и других хвойных можно отнести то, что при резьбе поперек хода годичных колец нож (стамеска) будет как бы скакать. Причина кроется в неравномерном распределении плотности древесины в кольцах.

Мастера резьбы часто используют осину и липу. Древесина этих деревьев мягкая, легко поддается резке во всех направлениях. Осина даже более доступна и долговечна. Хотя в ней больше сучков.

Начинающие могут пробовать резьбу на хвойных породах деревьев (ель сосна, можжевельник) либо использовать березу, липу, осину грушу; хотя конечный выбор древесины остается за вами.

Базовые инструменты для ремесла

Чтобы работа спорилась, мало одних навыков и умений, нужно еще и использовать качественные инструменты. Возможно, Николо Паганини и компенсировал своим мастерством возможности скрипки, сыграв на одной струне, но эта легенда относится к исключениям из общего правила. В стандартный список инструментов резчика по дереву входят:

  • Доска для резьбы. Накладывается на рабочую поверхность с целью ее защиты от повреждений. Используется только в тех случаях, когда у мастера еще нет постоянного места для работы.
  • Набор стамесок. Эти столярные инструменты отличаются по форме заостренных стальных кончиков, но более подробно о них поговорим дальше.
  • Ножи. Наряду со стамесками активно применяются для вырезания узоров. Существует несколько подвидов ножей, различающихся и по внешнему виду, и по функциональности. Ножики-резчики и ножи-косяки отличаются только режущим углом скошенного лезвия. Без последних не обходится техника плоскорельефной резьбы. Богородские ножи получили свое название в честь области, где местные мастера активно их использовали для работы над традиционными игрушками. Обычно продаются в наборе. Выделяют один подтип этой разновидности инструментов — «Татьянки». Характерным элементом этих ножей считаются удлиненные ручки. Они позволяют максимально передать инструменту усилие, с которым мастер осуществляет нажим. Используются в так называемой «силовой резьбе».
  • Штихель. Внешне очень похож на стамеску, но имеет характерную грибовидную форму рукоятки. Она позволяет мастеру вырезать тончайшие линии.
  • Ложечники. Инструмент обычно используется для работы с ложками, что и так понятно из названия. Однако может применяться и в других техниках, если необходимо сделать в дереве аккуратное отверстие в форе круга или полукруга. Представляет собой стальную пластину на ручке. В конце она либо закруглена наполовину, либо зациклена в кольцо.
  • Лекало. Используется в качестве трафарета для переноса чертежа изображения на заготовку.
  • Нихромовая проволока. Применяется только для выжигания отдельных элементов изображения при тонкой работе с деталями. Требует соблюдения техники безопасности. Если проволоку нагреть, то она с легкостью прожигает верхний тонкий слой древесных волокон.

А теперь более подробно рассмотрим разновидности стамесок, которые по праву можно считать главным инструментом резчика.

Виды стамесок

В зависимости от особенностей лезвия и области применения стамески классифицируют на следующие типы:

  • Прямые. Имеют плоские лезвия. Инструмент используется для выравнивания отдельных областей заготовки или для ее зачистки на подготовительном этапе работ.
  • «Косячки». Угол срезов их лезвий варьируется от 35 и до 70 градусов. Широко применяются в геометрической резьбе.
  • Клюкарзы. Считаются разновидностью полукруглых стамесок. Используются для обработки фона и вырезания крупных выпуклых фигур. Имеют изогнутое лезвие, отдаленно напоминающее «чашечку» лепестка розы.
  • Уголки (гейсмусы). Лезвие, имеющее форму желоба, оставляет характерные «канавки» на заготовке.
  • Полукруглые. Как правило, эти стамески применяются для объемной резьбы, но могут использоваться и в плоскорельефной технике. Инструменты отличаются радиусом загиба и длиной лезвия. На заготовке с их помощью делают вогнутые круги и линии, глубину которых регулируют посредством изменения силы нажима на стамеску.

У каждого мастера в наборе есть свои инструменты «любимчики», которыми он пользуется чаще всего. Обычно такая трогательная привязанность развивается за годы труда, когда резчик уже выработал свою индивидуальную манеру работы. Новичкам же остается только набивать себе «шишки» методом проб и ошибок, пока идеальный инструмент не будет найден.

Советы по деревянной резьбе для начинающего мастера

  • Начинающему мастеру по резьбе лучше выбрать мягкое дерево, например, осину или липу
  • Мягкие породы дерева идеально подходят для этой цели.
  • Не забываем подготовить необходимые инструменты
  • Прежде чем начать резать дерево, убедитесь, что все инструменты достаточно острые.
  • Создайте дизайн (нанесите рисунок) на дереве с помощью простого карандаша
  • Не создавайте какой-либо сложный дизайн, попробуйте простые формы, такие как цветы с широкими лепестками или клевер с четырьмя листами
  • Начните с самой верхней точки вашего рисунка, используя маленький нож
  • Стамеска используется для глубокой вырезки деревянного предмета
  • Отметьте контур дизайна острым ножом и сделайте надрезы с помощью долота по краю. Используйте молоток для того чтобы вгонять стамеску в древесину.
  • Молотком бейте не очень сильно, иначе вы рискуете повредить стенки конструкции.
  • Смахивайте чаще мусор, который появляется по мере вырезания, чтобы хорошо видеть, верно и по рисунку ли вы все делаете.
  • Чтобы очистить древесину от осколков и острых краев, используйте наждачную бумагу
  • Для получения неглубоких выемок, просто надавливайте ладонью на рукоятку стамески, не используя молоток
  • Продолжайте вырезать, пока не получите идеальную форму.

Киянка из натуральной кожи

Рекомендую изготовить «вечную» киянку из натуральной кожи (см. фото выше). Такая киянка прослужит вам десятилетия и останется детям и внукам. Монолитную ручку изготовьте из ясеня, толстые кожаные диски наденьте на ручку, как на шампур, проклейте между собой и плотно прижмите весь «бутерброд» к ручке через большую шайбу мощным саморезом. Кожаный боёк идет слегка на конус, поэтому киянкой можно стучать по рукоятке стамески любым хватом. Получилась мощная, увесистая киянка; при ударах не отскакивает – боёк хорошо «прилипает» к стамеске. Кожа не разбивает рукояти стамесок, и киянка сама не разбивается. Обычные монолитные киянки, изготовленные токарным способом из твердой древесины, со временем измочаливаются и теряют свои качества. 

Самостоятельно можно изготовить много других нужных инструментов и оборудования: стационарный стол-верстак, скульптурный верстак, финишник для доводки и полировки лезвий, фартук, шлифовальную оснастку для дерева и т.д.

Многие инструменты для резьбы по дереву можно изготовить самостоятельно

Это и экономия бюджета, и вовлечение в процесс, ведь изготовление самодельного инструмента – это тоже увлекательное творчество. На протяжении всей книги я буду знакомить вас с различными самодельными инструментами и оснасткой.

Резьба по дереву — роскошь наших предков

Резьба по дереву — это древнее искусство, но оно актуально и сейчас, в наш век высоких технологий. Жить в красивом жилище оформленном резьбой, или украсить интерьер внутри дома, придать утонченности и изысканности деталями ручной работы всегда было востребовано.

Некоторые древние мастера проявляли свое творчество через практические вещи, которые пользовались спросом в обыденной жизни: тарелки, ложки, ковшики, подносы, плинтуса, скульптурки и т. д. Они использовали в своих работах натуральные и полезные для здоровья материалы, которые всегда были под рукой, например — дерево.

Дерево — это доступный и податливый для резьбы материал, оно хорошо подходит для воплощения многих идей. Но, оно бывает разное по своим свойствам и надо уметь правильно подобрать его для каждой конкретной работы.

Например, для поверхностной резьбы больше подходят такие породы лиственных деревьев как береза, липа, осина или ольха, они меньше склонны к растрескиванию во время высыхания. И наоборот — ясень, клен, яблоня, граб, бук и лиственница более подвержены растрескиванию. А вот хвойная древесина стоит где-то по середине, например ель, сосна, пихта и кедр могут подойти для резьбы, только использовать новичками их не рекомендуется, поскольку эти породы более «капризны» и ошибок не прощают.

Одним из важный критериев в выборе древесины есть также её общая влажность, а точнее она должна быть 8 ± 2 %. Если этот параметр будет побольше, то древесина со временем будет растрескиваться при высыхании, а если ниже – материал сложно будет обрабатывать, он становится очень твердый и неподатливый.

Также необходимо учесть время заготовки материала. Именно в осенне-зимний период приостанавливает сокодвижение в дереве и таким образом будет уместно для дальнейшей сушки древесины. А древесный узор того или иного вида дерева также необходимо для дальнейшей творческой обработки древесины.

Различают 7 основных вида резьбы по дереву такие как объемная, домовая, рельефная и плоскорельефная, резьба на пряничных досках, геометрическая и контурная резьба. Чем же они отличаются от друг друга? Давайте сейчас разберемся.

Объемная резьба по дереву считается самой сложной и относиться к скульптуре, которая требует определенного опыта, мастерства и точности. Тут ошибок не может быть. Таким образом деревянное изваяние самостоятельное и не требует дополнительного фона.

Такая резьба используется в украшении церковного пространства, чтобы оформить иконостас, священные образы и кресты или любые другие священные атрибуты. А также широко используется в обиходе.

Домовая резьба удивляет своей крупномасштабностью, которая своим происхождением походит от кораблестроения. В основном используют хвойные твердые породы и изготовляют простейшими инструментами: пилой, долотом и топором. Это одна из старинных техник и насчитывается ей около 5 веков, образцы которой еще существуют.

Плоскорельефная резьба не сложная в исполнении: её рельеф на доске одинаковой глубины, а узоры довольно простые (растения, животные и птицы, геометрические фигуры). Этим данный вид резьбы довольно популярный.

Рельефная резьба разная по высоте относительно поверхности, поэтому изображённый рисунок значительно выделяется на основном фоне. Выделяют 2 основных вида этой резьбы: барельеф и горельеф. Материал выбирают из твердой породы дерева такие как бук, кедр, дуб, пихту. Рельефной резьбой чаще всего украшают мебель, делают филигранное панно.

Резьба на пряничных досках или качалках – одна из старинных техник резьбы, археологические раскопки датировали подобные находки 12 и 13 веками. А название походит от кулинаров, которые и использовали рельефные узорчатые доски для выпекания праздничных пряников.

Мастер-класс геометрической резьбы

Это один из самых популярных видов резьбы. Профессиональные резчики советуют начинающим мастерам использовать эту технологию для своих первых работ.

Какие инструменты и материалы потребуются:

  • заготовка из древесины мягкой породы, например, липа;
  • нож со скошенным лезвием;
  • простой карандаш;
  • ластик;
  • линейка;
  • циркуль;
  • наждачная бумага мелкой зернистости.

Перед работой нужно осмотреть заготовку и отшлифовать её при необходимости.

Создание эскиза узора

Картинки для трафаретов можно скачать или нарисовать самостоятельно. Сначала заготовки делают на плотной бумаге, а потом переносят на подготовленную деревянную доску для резьбы. Чтобы трафарет не сгибался при обводке, его можно пропитать акриловым лаком и высушить.

Обводить шаблон нужно не спеша. Сначала провести все линии по контуру, затем выделить внутренний узор.

Вырезание узоров

Вырезать узоры нужно от края, постепенно продвигаясь к центру. Нож следует расположить под углом 45 градусов и слегка надавливать. Снимать слои нужно поочерёдно. Если не хватает сил, то можно давить 2 руками, главное, чтобы лезвие было расположено от резчика, а не наоборот.

В местах, где линии плавные, например, там, где есть окружности, резать нужно неглубоко. Лучше несколько раз пройтись по 1 месту, снимая 3-4 слоя поочерёдно, чем сделать резкое движение и испортить рисунок. Когда резьба будет окончена. Ластиком нужно удалить всю разметку.

Шлифовка и пропитка готового изделия

Готовую работу нужно отчистить от пыли и крошек специальной щеткой. Затем взять наждачную бумагу и аккуратно сточить все острые углы, убрать заусенцы. Если изделие планируется часто использовать (брать в руки, переставлять с места на место), то его нужно пропитать лаком в 2-3 слоя.

Для декоративных поделок, которые будут украшать комнату достаточно пропитки из восковой мастики.

Древесина

Чтобы качественно выполнить работу и упростить процесс резьбы, стоит изначально выбрать подходящую древесину. Каждый сорт дерева имеет особенные свойства, которые могут стать актуальными при изготовлении конкретного узора:

  • Твердые породы деревьев выбирают для обработки профессионалы с большим опытом работы. Создавать узоры на такой основе сложно, но результат оправдывает приложенные усилия.
  • Самые твердые породы сложные в обработке даже для специалистов. Такой вариант выбирают обычно в крайних случаях, если изделие должно обладать высокими эстетическими свойствами.
  • Мягкая древесина из липы, сосны или ольхи станет отличным плацдармом для начинающего мастера. Работать с материалом просто. Элементы резьбы получаются ровными и аккуратными даже без особых усилий.

Липа является самым популярным типом древесины и у профессионалов. Древесные волокна формируют красивый узор на основе, основа не раскалывается в процессе работы. Работа с сосной может усложниться, если волокна начнут раскалываться под стамеской. Оптимальным вариантом станет осина.

Из какого дерева делают мебель: выбираем древесину по цвету

Несмотря на то, что темные поверхности поглощают свет и сужают пространство, именно мебель из красно-коричневых, шоколадно-черных пород добавит интерьеру тепла и уюта. Кроме того, контрастное сочетание светлых стен и насыщенной по тону мебели усилит оригинальность конструкции и деталировки

Чему нужно уделить здесь внимание, так это соизмеримости темного «пятна» интерьерного аксессуара с пространством всего помещения, чтобы мебель интенсивного оттенка не производила впечатление громоздкой глыбы. Светлые же породы дерева требуют более темного оттенка стен, чтобы не получился своеобразный эффект «растворения», когда мебель сливается с фоном и ее очертания совершенно не читаются

Классификация древесины по колористике:

  • светло-песочная, белесо-кремовая: ясень, бук, береза, клен, сосна;
  • светло-коричневая, охристо-желтая: дуб, ольха, бамбук, тик, лиственница, кедр;
  • красноватая, оранжево-коричневая: вишня, мербау, ярра, сукупира, сапеле, ятоба, кемпас;
  • темно-коричневая, шоколадная: орех, венге, зебрано;
  • черно-коричневая, чернильная: амарант (фиолетовое дерево), гинкало (тигровое дерево), палисандр, эбен.

Когда вы подбираете материал для производства мебели, можно и не привязываться к натуральному цвету приглянувшегося вам дерева, так как вы всегда можете изменить его оттенок с помощью тонировочных лаков и красок, морилок и патинирующих покрытий, но только в сторону более темной колористической гаммы. Однако нужно быть готовым к тому, что при окраске тон и рисунок древесины могут проявиться неожиданно активно — это зависит от правильности выбора покрытия.

Иногда бывает тяжело подобрать требуемый цвет для тонировки пиломатериалов, так как образец, прилагающийся к лакокрасочному средству, создается путем нанесения краски на белый фон — вы же окрашиваете поверхность, уже имеющую свой собственный оттенок. Зачастую делают энное количество выкрасок, пока удастся попасть в нужный тон, а если учесть, что все средства по обработке дерева стоят немалых денег, то подобные эксперименты рискуют вылиться в копеечку.

Когда же лак, краска, воск или масло для обработки деталей мебели выбраны, наступает не менее трудоемкая стадия нанесения декоративного покрытия в несколько слоев с соблюдением определенной технологии

Мало того, что необходимо добиться равномерности, так еще важно выдержать температуру и длительность сушки слоев, надлежащее количество которых зависит от плотности древесины. В данном вопросе принципиально и не переборщить, покрыв дерево толстым слоем лака или краски и окончательно потеряв его натуральность, и не недобрать, сведя износостойкость мебели в ноль

На специализированном производстве деревянные детали мебели окрашивают автоматизировано в вакуумных камерах, где не пролетит и пылинка, а сушат в герметичных боксах с жестким соблюдением температурного режима.

Какое лучше дерево использовать при резьбе?

Определяясь с сортом древесины, важно чётко представлять желаемый конечный результат и принимать во внимание уровень мастерства резчика. Узнать больше про резьбу по дереву Вы можете здесь (http://www.grandecor.ru/), на сайте http://www.grandecor.ru/

Сорта древесины, применяемые для резьбы по дереву

В большинстве случаев для резьбы по дереву используются следующие сорта древесины:

  • Липа
  • Берёза
  • Осина
  • Ольха
  • Клён
  • Дуб
  • Сосна, ель и другие хвойные породы
  • Капы и сувели – наросты на стволах.

Наиболее популярным материалом, особенно у профессионалов, является липа. Считается, что её тонковолокнистая структура позволяет выполнять самую сложную и ажурную резьбу. Однако повышенная мягкость данного материала требует его обработки сверхострым инструментом, что может создать проблемы для начинающего резчика.

Как выбрать материал для резьбы

При выборе древесины для резьбы следует учитывать следующие её характеристики:

  • Твёрдость (мягкость)
  • Свилеватость (способность колоться)
  • Устойчивость к влаге
  • Плотность
  • Степень прямоты и цвет волокон
  • Возраст дерева

Индивидуальные свойства каждой породы древесины

Каждый мастер должен подходить к выбору сорта дерева строго индивидуально, исходя из собственных возможностей

Важно также учитывать сюжет и степень сложности резьбы, назначение будущего изделия, технологию его изготовления

Характеристики отдельных пород древесины и область применения

  • Липа является наиболее технологичным материалом и позволяет выполнять резные изделия любой сложности. Однако данный сорт древесины требует высокой квалификации резчика.
  • Осина имеет лёгкий зеленоватый оттенок и чаще всего используется для изготовления мелкой кухонной утвари, в том числе деревянных ложек.
  • Древесина ольхи легко поддаётся резке и отделке, а также позволяет имитировать другие породы деревьев. Многие мастера считают этот материал универсальным.
  • Берёза обрабатывается несколько сложнее, однако обеспечивает высокое качество реза. Её рекомендуется использовать для изготовления небольших декоративных предметов.
  • Отличительной чертой клёна являются белая, слегка желтоватая древесина и красивая вязкая текстура. Этот материал отличается прочностью и твёрдостью. Особую красоту он приобретает после полировки по радиальному срезу.

    Кленовая утварь ценится очень дорого.

  • Ещё более прочным материалом принято считать дуб. Он широко применяется для изготовления предметов домашнего обихода и декоративных резных работ больших размеров.
  • Ель и сосна характеризуются полосатой текстурой и повышенной мягкостью. Такой материал более всего подходит для изготовления крупных поделок и рельефной резьбы.

Меры предосторожности при выполнении работ

При резьбе по дереву всегда присутствует риск повредить руки мастера, а пальцы являются основным рабочим инструментом резчиков

Все рабочие приспособления имеют довольно заостренные края, и хватит одного неловкого движения, чтобы повредить кожный покров или даже отрезать что-то важное. Поэтому рекомендуем следовать простым правилам, которые мы сейчас расскажем:

Рабочая поверхность должна обладать хорошей устойчивостью. У профессионалов есть специальные верстаки для этой цели. Новички чаще всего обрабатывают заготовки за обычными столами, имеющими плохое равновесие.
Обрезать необходимо только в направлении от себя.
Освещение в комнате направляйте строго на рабочую зону. На столе нет места тени. В иной ситуации придется вырезать очень близко к заготовке, что в случае аварии может повредить не только ваши пальцы.
Обработанные детали должны быть закреплены специальными креплениями.
При заточке инструментов надевайте защитные очки. Не проверяйте остроту лезвия на пальцах после процесса заточки. Подойдет любой выброшенный кусок дерева.
Точность — одна из главных составляющих успешного результата. Любой инструмент должен располагаться на конкретном месте (лучше его положить в специальный органайзер или коробку). Таким образом, мастер исключает риск падения стамески или ножа на пол и, как следствие, повреждения ног. Также необходимо своевременно удалять стружку с рабочей поверхности. В противном случае есть шанс, что появится желание сделать это во время процесса

Одно неловкое движение при работе с электроинструментами может привести к катастрофе.
При работе с электроинструментами обращайте внимание на провода. Не позволяйте им скручиваться, потому что в таких местах легко запутаться и упасть.
Также не рекомендуется размещать вблизи рабочей зоны нагревательные приборы, зажигать свечи или курить.

Как сделать самостоятельно

Изготовление качественного инструмента начинается с правильного выбора материалов. Для лезвия можно взять:

  • Фрезу по металлу. Среди прочих заготовок, эта обладает достаточной жесткостью, хорошо держит заточку.
  • Сверла по металлу станут основой для узких мини-стамесок.
  • Полукруг легко получить из использованного пробойника.
  • Стамеска для углов получится из любого профилированного инструмента.
  • Напильник так же станет отличным исходником для столярной стамески.
  • Надфили становятся основой для создания тонкого инструмента.

Чтобы сделать мини-стамеску, можно взять небольшой кусок металла в качестве заготовки. В домашних условиях удобнее создавать именно небольшие инструменты.

Для ручки возьмем деревянный брус. Он гораздо надежнее пластика, да и в руке сидит увереннее.

На рынке можно встретить кованые стамески для резьбы по дереву. Их производят из углеродистой прочной стали, такие отличаются стойкостью к износу и дольше держат форму и остроту.

Мы рассмотрим способы создания профессиональных стамесок из подручных материалов.

Подготовим инструмент:

  1. Резак по металлу;
  2. Пассатижи и щипцы;
  3. Емкость с водой для остужения раскаленного металла.

Стамеска из фрезы

Стамеска своими руками делается очень быстро по такому алгоритму:

  1. На пиле вырезаем заготовку нужной длины по нарисованному заранее контуру. Следует предусмотреть запас для ручки такой же длины, как лезвие. В такой пропорции инструмент надежно зафиксируется в деревянном кожухе.
  2. Шлифуем поверхность лезвия, постоянно окуная металл в воду для охлаждения.
  3. Теперь вырезаем из дерева ручку. Для этого используют пилу, рубанок. Рукоятка будет состоять из 2-х половинок, между которыми зафиксируется металлическая заготовка.
  4. В одной из половинок ручки создаем гнездо для лезвия. Для этого по размеру создаем неглубокий контур.
  5. Готовые детали соединяем с помощью столярного клея, зажимаем в тиски и оставляем на сутки. Для надежности половинки можно притянуть небольшими саморезами.

Таким способом можно сделать прямые или скошенные мини стамески. Вместо диска подойдёт любая деталь из прочной стали.

Инструмент из сверла по металлу

Как сделать стамеску из сверла не составит особого труда:

  • Оконечник сплющиваем ударной нагрузкой или спиливаем;
  • Придаем ножу нужную форму. Из сверла получаются отличные ноготки или клёпики;
  • По приведенному алгоритму делаем ручку.

Стамески из сверла широко используются в столярной практике: их можно сделать легко и быстро, а главное – по нужным, самым тонким размерам и форме.

Полукруглые стамески

Самая распространенная полукруглая стамеска для резьбы по дереву получается из пробойника – заготовка уже имеет нужную форму. Остается только срезать лишний металл и заточить лезвие.

Как сделать полукруглую стамеску:

  1. Берем пробойник нужного диаметра.
  2. Пилой срезаем лишнюю часть радиуса.
  3. Пока металл теплый, ему можно придать желаемую округлость, например, немного сплющить полукруг для получения полуовала.
  4. Затачиваем лезвие.
  5. Делаем ручку.

Используем напильник

Стамеска из напильника делается на точильном круге. Так изготавливают толстые прямые резаки и долото. Необходимо заточить напильник под нужным углом и вставить заготовку в деревянную ручку.

Из напильника квадратного сечения при желании можно выточить угловую стамеску. Для этого необходимо запастись хорошим абразивом для круга по металлу.

Надфили

Из тонкого надфиля получится отличный инструмент для резки любой формы. Причем сделать его можно прямо на кухне над газовой плитой.

  1. Берем надфиль пассатижами за середину и нагреваем над газом до красна.
  2. Аккуратно, но быстро загибаем раскаленную заготовку до нужной формы и опускаем ее в холодную воду для остывания.
  3. Протираем инструмент и затачиваем его.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector