Конспект занятия «полхов-майданская роспись»

Матрешки в современном мире

В нынешнее время яркая и приветливая на вид матрёшка считается одним из главнейших символов России. Она продаётся во многих магазинах, иностранцы зачастую привозят её домой в качестве сувенира.

Развитие данного промысла сейчас протекает так же активно. Однако в нынешнее время количество вариантов для росписей этой игрушки заметно расширилось: стали создавать необычных портретных матрёшек, перенося на дерево черты конкретного человека, а также кукол-пародий на деятелей политики.

В нынешнее время создаются авторские матрёшки, сделанные в виде известных персонажей. В качестве матрёшки также могут изображаться популярные персонажи из книг и кино, исторические деятели и не только.

Создаются и эксклюзивные варианты таких кукол. Делается это, как правило, под заказ. Некоторые из таких игрушек способны вмещать в себя около 50 фигурок чуть меньшего размера. Однако наиболее популярны матрёшки в наборе которых присутствует 5 или 7 игрушек.

История создания

То, как на Руси появилась первая деревянная кукла, получившая название матрёшка, история интересная и в нынешнее время всё ещё не совсем ясная. Многие полагают, что родом эта игрушка из самой Японии. Согласно этой версии один из русских мастеров увидел японскую фигурку и решил сделать подобную на свой лад.

Однако утверждать точно, что всё было именно так, нельзя, ведь подобные фигурки встречаются также в китайской и индийской культурах. Большинство всё-таки склоняется к версии, что матрёшка была создана в период вдохновения мастера славянской культурой.

С создателем игрушки всё гораздо проще. Им является Василий Звездочкин, проживавший в Подольске и утверждавший, что аналогов матрёшки из Японии ранее не видел. Первая матрёшка была создана в 1890 году, а создателем её эскиза считают Сергея Малютина.

Выглядела эта кукла как девушка, держащая в руках чёрного петуха. От традиционного варианта игрушки она мало чем отличалась: внутри неё находилось ещё несколько фигурок, последняя из которых представляла собой запеленутого малыша. Своё название игрушка в итоге получила от распространенного на тот момент имени – Матрёна.

Уже в 1900 году кукла отправилась на всемирную выставку в Париже и получила там бронзовую награду. Это послужило толчком к распространению игрушки, её стали изготавливать во многих местах.

Что это такое?

Матрёшка – это народная игрушка, имеющая для русских людей огромное значение. Выглядит она как расписная деревянная кукла, а вернее, целый набор кукол: внутри самой большой матрёшки находятся похожие на неё куколки, но в меньшем размере. Как правило, в таком наборе присутствует не менее трёх матрёшек.

Каждая из кукол имеет плоское донце и по форме напоминает яйцо, состоящее из двух частей, которые легко соединяются и разъединяется.

Традиционный вариант русской матрёшки выглядит как женщина, наряженная в сарафан и платок. Вообще, расписана игрушка могла быть по-разному – например, хохломской, городецкой или дымковской росписью. Всё зависело от предпочтений её создателя.

Ход НОД

Воспитатель обращает внимание детей на вставку «Народные промыслы России», предлагает найти и назвать знакомые игрушки. Дети называют дымковску

И филимоновские игрушки, матрешку. Воспитатель предлагает рассмотреть матрешку, назвать цвета и элементы росписи, обращает внимание на черный контур. Затем за ширмой заводит музыкальную Полхов-Майдановскую шкатулку и спрашивает. Что это звучит? Дети отвечают. Ширма убирается и дети рассматривают шкатулку, рассказывают о том, что видят, сравнивают роспись на матрёшке и шкатулке. Приходят к выводу, что они одинаковые.

Воспитатель говорит, что эта роспись называется Полхов-майдановская и предлагает детям посмотреть презентацию о ней. В селе Полхов-Майдан изготавливали из дерева игрушки и назывались они таратушками. Издревле в печку вместе с большими хлебами, пирогами с краю клали маленькие булочки для детишек в виде маленьких лепёшек, крендельков, забавных птичек, зверюшек. Реже можно встретить слово таратушки – игрушки от слова – тараторить, таратусить, трещать, шутить.

В селе Полхов-Майдан Нижнегородской области производят таратушки – игрушки. В семьях Полхов-Майдановцевсоздают расписные токарные изделия: куколки-матрёшки, пасхальные яйца, птички-свистульки, яблоки-копилки, вазочки, круглые шкатулки и пеналы, грибы для штопки, солонки. Мужчины заготавливают из липы и осины чурки и делают заготовки для росписи на токарном станке, а женщины-красильщицы расписывают их. Это ремесло передаётся от отца к сыну, от матери – к дочери. При росписи применяют чистые яркие краски, например, синюю, красную, желтую, которые при смешивании и наложении друг на друга дают не менее яркие и красивые зеленые и фиолетовые цвета. Роспись выполняется по предварительно

выполненному контуру, который наносят при помощи туши.

Виды элементов росписи: цветок – мальва, яблочки, листочки, усики, завитки, ягоды шиповника. Этими элементами украшаются таратушки и музыкальные инструменты.

Воспитатель показывает детям гусли, барабан, свистульку, ложки и трещотки, расписанные полхов-майданской росписью и предлагает сыграть на них под русскую плясовую. Ребята делятся на две подгруппы, одни – музыканты, они играют, другие — танцоры – они танцуют. Включается запись плясовой. Дети играют и танцуют. Затем подгруппы меняются местами. (Игра — замена физкультминутке).

По окончании появляется Петрушка (игрушка Петрушки за которую говорит воспитатель, ряженный взрослый, либо воспитатель надевает колпак и играет роль Петрушки, когда надо говорить свои слова снимает колпак)

Петрушка восхищается тем, как дети хорошо играют и танцуют, говорит о том, что заглянул к ним, услышав музыку и веселье. Но сам он сильно расстроен от того, что нес своим друзьям альбом с рисунками, попал под дождь и все краски с рисунков смылись, остался лишь контур с изображениями рисунков. А он так хотел показать своим друзьям, какие красивые бывают таратушки.

Воспитатель предлагает ребятам помочь Петрушке и раскрасить рисунки снова. Ребята соглашаются, вспоминают приёмы работы при закрашивании красками. Выбирают характерные цвета для Полхов-Майданской росписи и приступают к работе.

По окончании рисованияиз работ составляется альбом: «Полхов-Майданские таратушки». Рисунки вставляются в файлы, чтобы дождь больше не смог намочить их.Ребята отвечают на вопросы Петрушки: что украсили, какой росписью, какие цвета использовали и какие элементы.

Петрушка благодарит ребят, говорит о том, что он эти рисунки сфотографирует для своих друзей, покажет им фотографии, а сами работы оставит нам на память. Петрушка предлагает сделать памятное фото вместе с детьми, благодарит всех, прощается и уходит.

Памятное фото воспитатель распечатывает на принтере и вкладывает в альбом с рисунками «Полхов-Майдановские таратушки», который остается в уголке изодеятельности.

Полхов-майданская роспись — Конспект НОД по рисованию в средней группе «Таратушки Полховского Майдана»

Публикация «Конспект НОД по рисованию в средней группе «Таратушки Полховского…»
Конспект НОД по рисованию в средней группе Тема: «Таратушки Полховского Майдана» (дети 4-5 лет) Давно забытое русским человеком слово ТАРАТУШКА ассоциируется с чем-то милым, весёлым, шутливым, со словом – безделушка и это очень близко по смыслу. В интернете можно найти это…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись дощечки по мотивам «Полхов-майданской росписи»
Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народным промыслом Полхов- майдан и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности. Задачи: — познакомить с росписью Полхов-майдана; — учить создавать узоры на…

Проект «Полхов — Майданская матрёшка в 3D формате»
1. Введение 1.1. Актуальность. Какой русский сувенир Покорил уже весь мир? Балалайка? Нет! Гармошка? Нет! То – русская матрёшка. В. Моисеев. В современном мире матрёшка – это сувенир. У детей нет представления о матрёшке, как предмете истории, культуры своего народа. К…

Сценарий интегрированного мероприятия в формате квеста по рисованию «Полхов-Майданская матрёшка» для старшей группы
Сценарий интегрированного мероприятия Квест + рисование «Полхов-Майданская матрёшка» Старшая группа компенсирующей направленности Цель: привитие интереса к декоративно-прикладному искусству своей страны. Задачи: • продолжить знакомство с творчеством русского народного…

Полхов-майданская роспись — Знакомство детей с Полхов-Майданской росписью

Статья «Знакомство детей с Полхов-Майданской…»
На творческом объединении «Веселая ярмарка», в ноябре, я продолжила знакомство детей с народными росписями. В процессе выполнения элементов росписи мы знакомились с историей промысла и оттачивали технику росписи, продолжали учиться работать с кистью № 2, а также закрепляли…

Беседа «Народные промыслы Нижегородского края. Полхов-майданская роспись» (старший дошкольный возраст)
Цель: знакомство с П-М росписью. Полховско-майданская роспись — один из самых молодых художественных промыслов России. Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области. Почти в каждой семье тут занимаются изготовлением и продажей…

Фотоочет «В краеведческом музее Полховско-Майданской росписи»
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам еще раз побывать на моей малой родине. Я приглашаю вас в краеведческий музей Полховско-Майданской росписи , который находится в нашем районном центре Вознесенское Нижегородской области. Музей размещается в большом уютном здании, на первом этаже…

Страницы:

Полхов-Майданская роспись. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам

История

Производство знаменитых игрушек с яркой затейливой росписью берет свое начало в селе Полховский Майдан Вознесенского района Нижегородской области.

В конце XVIII века многие крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду. В начале ХХ века в Полховском Майдане начинают применять «выжигание» токарных изделий.

Впервые, в середине XIX века, в село привез выжигательный аппарат крестьянин-кустарь Полин Павел Никитич. Сам аппарат работал на газовом топливе (электричества не было). Идея делать обводку с помощью выжигания, понравилась и прижилась. 

С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком.

Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту. Постепенно выжженный контур рисунка вытеснился более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью.

Изменения росписи

С применением масляных и клеевых красок расширился ассортимент крашеных изделий. Существовал это вид художественной росписи с 1928 по 1934 годы. До 1914 года игрушки вообще ничем не расписывали.

С 1916 года стали наносить обжиг, а с 1931 года — масляные красители. С 1933 года в селе начали красить посуду анилиновыми красителями, которые по яркости превосходят масляные и клеевые краски.

Артель «Красная заря»

В 1928–1930 гг. в Полх-Майдане из отдельных мастеров сложилась артель «Красная заря». В это же время выработалась оригинальная художественно-декоративная система и обозначились основные специфические приёмы местной росписи.

Эти приёмы получили устоявшиеся местные названия: «цветы с обводкой» — цветочная роспись очерчена чётким чёрным контуром; «цветы без обводки» — рисунок выписывается по фону без линейного контура; приём «под масло» — роспись масляными или нитрокрасками по глухому цветному фону, «пестрение» — простейшая кистевая роспись мазками или точками.

Крутецкие мастера

В 1960 году артель преобразовалась в Полх-Майданскую фабрику игрушек. В это же время изготовлением аналогичных токарных расписных предметов начали заниматься в расположенной в нескольких километрах от Полх-Майдана деревне Крутец.

Используя опыт, токарные формы и приёмы росписи соседей, крутецкие мастера привносят незначительные изменения. Так, например, их матрёшки по форме более округлы, а в росписи посудных изделий предпочтение отдаётся сюжетным мотивам.

Объединение «Полх-Майданская роспись»

В 1972 году в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создаётся производственно-художественное объединение «Полх-Майданская роспись», где работают художники, прошедшие профессиональное обучение.

Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного «белья», а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей.

Ориентация полхов-майданских и крутецких мастеров на рынок требовала постоянного обновления форм и приёмов декорировки изделий. С начала 1980 гг. начинает широко применяться цветочная роспись по обожжённому паяльной лампой фону.

Живой отклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Сегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства.

Виды

Существует множество видов матрёшек: воронежская, тверская, тюменская и даже турецкая. Бывают также и авторские игрушки такого рода, которые делают под заказ. Ниже поговорим о разновидностях матрёшек, которые в зависимости от их места создания имеют характерные отличительные черты.

Загорская

Народный промысел, который возник на землях Сергиева Посада именуется Загорской матрёшкой. Созданием таких игрушек активно занимались в середине прошлого столетия, когда в городе активно функционировало большое количество мастерских. Промысел продолжает развиваться и сейчас.

У данной разновидности матрёшки есть отличительные черты: её роспись упрощена, в ней активно используют такие цвета, как красный, жёлтый, синий и зелёный. Как правило, очертания элементов таких матрёшек, включая лицо и одежду, либо обводят чёрным, либо выжигают.

Одета такая кукла довольно скромно. Её передник имитирует ткань, украшенную горохом или простыми на вид цветами. Руки такой куклы либо опущены, либо находятся в согнутом положении. В последнем случае в них можно увидеть корзину, домашнее животное или гармошку.

Семеновская

Данная разновидность матрёшек возникла ещё в прошлом столетии, а именно: в 1929 году. В этом году в Семёнове, который располагается в Нижегородской области, открыли артель по выпуску кукол из дерева. Уже спустя несколько лет на его базе возникла фабрика, которая получила название «Семёновская роспись». Произошло это в 1932 году, а сама фабрика функционирует и по сей день.

В росписи семёновской матрёшки можно легко обнаружить такой художественный мотив, как хохлома, а также элементы федосеевской или мериновской росписи. Как правило, такая игрушка выглядит яркой, волосы у неё черные, а на голове находится платок. Руки её обычно не прокрашиваются, а фартучек покрывают ромашками, крупными розами или голубыми незабудками, причём у цветов в обязательном порядке присутствуют листики насыщенного зелёного оттенка. Нижняя часть такой игрушки обычно красится в жёлтый.

Полхов-майданская

Полхов-Майдан – это небольшое село в Нижегородской области. Там изготавливать матрёшек стали с 1920 года. У кукол, произведённых в этом месте, также есть ряд отличительных характеристик: они очень вытянуты в длину и имеют маленькую голову. Расписывают их обычно красным, синим, зелёным и жёлтым цветами. Руки таких куколок обычно опущены, либо же в них находится поднос, на котором красуется каравай.

Недалеко от этого места располагается другое село, где также создают матрёшек, именуемых крутицкими. Они во многом похожи на полхов-майданских кукол. Отличает крутицкую матрёшку только стройность, статность и богатая роспись, в которой присутствуют большие и яркие цветочные элементы.

Другие

Есть и другие места, где занимаются изготовление матрёшек – например, Вятка. Там можно найти самых северных кукол, которые во многом похожи на девушек-северянок: волосы у них светлые или рыжеватые, а глаза голубые. Вятских кукол также отличает мягкость и приветливость черт лица и милая улыбка. В руках у них часто можно увидеть либо цветочный букет, либо поднос с традиционным караваем. Формироваться промысел по созданию матрёшек начал примерно в 1930 году, закончился этот процесс только ближе к 60-м.

Существует и тверская матрёшка – самая красивая, по мнению многих. Её, как правило, раскрашивают золотыми красками, имитируя тем самым хохломскую роспись. Кроме того, им характерен особый блеск, который делает куклу похожей на расписанное пасхальное яйцо. Наряд у такой куклы выглядит богато: платье праздничное, на её шее висят бусы, а сверху можно увидеть золочёный головной убор. Платок у такой матрёшки обычно выкрашен в красный цвет, а на переднике можно увидеть большие розовые цветки с зелёными листочками, которые располагаются на чёрном фоне.

Самой выделяющейся из всего этого списка является воронежская матрёшка. Её голова чуть заострена, что делает игрушку похожей на яйцо. Объясняется это тем, что в давние времена, когда промысел по созданию таких кукол только появился, эталоном красоты были полные девушки. Расписывают таких кукол в полном соответствии с народным костюмом воронежской губернии, по которому легко читается возраст, профессия и социальный статус. Ещё одна отличительная черта этой матрёшки – барановский платок красного цвета и чёрная традиционная юбка, которая делится красноватыми полосами на квадраты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector