Народы России чукчи традиции

narody rossii chukchi tradiczii Культура народов

Ч’ОКЧИ, лигжо раватлян (имя собственное — «настоящие люди»), жители Российской Федерации (15,1 тыс. Человек), коренные жители Чукотского АО (11,9 тыс. Человек), также проживают на севере Корякского АО. (1,5 тыс. Человек) и в Нижне-Колымской области Якутии (1,3 тыс. Человек). Они говорят по-чукотски из чукотских и камчатских семей. Широко распространен и русский язык (61,3% чукчей свободно владеют, 28,3% считают его своим родным языком).

Чукчи делились на стадо северных оленей — кочевые тундры (чаучу, самоназвание «оленевод») и прибрежные охотники на морских животных (анкалын — «приморский» самоназвание), живущие вместе с инуитами.

Предки чукчей и их родственников коряки жили в глубине Чукотки. Они охотились на оленей и вели довольно оседлый образ жизни. В начале первого тысячелетия некоторые племена переселились в море, где частично ассимилировали инуитов и частично переняли их образ жизни и культуру. Оленеводство получило развитие в чукотской тундре, по-видимому, под влиянием коряков незадолго до прихода русских. Первые упоминания о чукчах в русских документах относятся к 40-м годам XVII века. Чукотские пешеходные поселения — резиденты морских охотников — располагались вместе с поселениями инуитов между мысом Джеев и заливом Креста, а южнее в низовьях рек Анадырь и Канчалан. Численность чукчей в конце 17 века составляла около 8-9 тысяч человек. К концу XVIII века территория чукчей простиралась от Омолона, Большого и Малого Джанеева на западе до кочевников Пенджин и Олютор-Коряк на юго-востоке. Расширение ареала сопровождалось окончательным разделением территориальных групп чукчей: Колыма, Анюй или Малоанью, Чаун, Омолон, Амгуем или Амгуем-Вонкаурем, Колючи-Мечигмен, Онмылен (внутренние чукчи), Туман, или Вилюн, Олютор, Берингово море, Чукчи и др. В 1897 году численность чукчей составляла 11 751 человек. В 1930 году был основан Чукотский национальный округ, а с 1977 года он стал автономной областью.

Основное занятие чукотской тундры — кочевое оленеводство с ярко выраженным мясисто-пушистым характером. Использовались также олени для катания на санях. Стада были относительно большими, оленей плохо приручали и пасли без помощи собак. Зимой стада держали в защищенных от ветра местах, за зиму несколько раз мигрировали, летом мужчины уходили со стадом в тундру, женщины, старики и дети жили в поселениях по берегам реки или моря.

Основным видом деятельности прибрежных чукчей является охота на морских животных: тюленей и тюленей зимой и весной, моржей и китов летом и осенью. На тюленей охотились в одиночку, подползали к ним, маскировали и имитировали движения животного. Охота на моржа велась группами по несколько байдарок. Традиционным охотничьим оружием были гарпун с поплавком, копье и поясная сеть. Со второй половины XIX века огнестрельное оружие распространилось, а методы охоты стали проще. Иногда тюленей стреляли с саней на большой скорости.

Рыболовство было развито слабо, за исключением бассейнов Анадыря, Колымы и Чауна. Рыбу ловили сетями, драгами, сетями, летом — с байдарок, зимой — в проруби. Лосось был зарыблен. До сих пор сохранилась охота на птиц с помощью «бол» — метательного орудия, состоящего из нескольких веревок с грузами, запутанных в летающих птицах. На птиц охотились с помощью дротиков и ловушек; оленей били палками в воде. Женщины и дети также собирали урожай пищевых растений.

Традиционными промыслами для женщин являются выделка меха, плетение сумок из кипариса и дикой ржи, а для мужчин — обработка кости. Развиты художественная резьба и гравировка по кости и клыкам моржа, шуб и тюленей, вышивка на шерсти северного оленя. Историческая гравюра на костях и клыках моржей появилась в ХХ веке. Мастерская в селе Уэлен (основана в 1931 г.) стала центром искусства резьбы по кости.

Самый современныйщавель, корнеплоды — замороженные, ферментированные, смешанные с жиром, кровью, мякиной. Колобки готовили из молотых кореньев с добавлением мяса и морского жира. Из импортной муки делали каши, жарили лепешки на тюленьем жире. Также использовались водоросли и моллюски.

У чукчей сохранились дохристианские верования (культ животных — белых медведей, китов, моржей и др., Священные предметы — амулеты, бубны, приспособление для разжигания огня в виде грубой антропоморфной тарелки с углублениями, в которые вращалась луковая дрель; шаманизм).

Традиционные праздники были связаны с экономическими циклами: с чукотскими оленями — с осенне-зимним убоем оленей, отелом, выпасом стада в летний лагерь и возвращением из него. Прибрежные чукотские застолья: весной — Байдарский праздник по случаю первого выхода к морю; летом — праздник голов по окончании охоты на тюленей осенью — подношение морю, поздней осенью — праздник хозяина морских животных Кереткуна, подаренный в виде деревянной фигурки, сожженной в конце праздника.

Фольклор чукчей включает в себя космогонические мифы, мифологические и исторические легенды, сказки о привидениях, животных, приключениях шаманов, бычков и др. Эта мифология имеет общие черты с мифами коряков, ительменов, инуитов и индейцев Северной Америки: история Ворона — обманщика и демиурга и др.

Традиционные музыкальные инструменты — хомус, бубен из пряжи и т. Д. Помимо ритуальных танцев, были популярны импровизированные танцы пантомимы, которые доставляли удовольствие. Характерным был танец пичейнен (буквально «горловое пение»), сопровождавшийся гортанным пением и криками танцоров.

Письменный язык основан на латинском алфавите с 1931 года, а на русском — с 1936 года. Чукчи преподают в школах, ведут передачи по радио и телевидению, в Магадане издается литература. С 1990-х годов Ассоциация чукотских народов в чукотах работает над возрождением традиционной чукотской культуры.

По переписи 2002 года в России проживает 16 тысяч чукчей.

Оцените статью
Культура и обычаи
Добавить комментарий