Статья «элементы мезенской росписи и их символика»

Элементы и символика мезенской росписи

Глубина многоярусных символов росписи притягивает взгляд и интригует мифологическим прошлым северных народностей древности. Каждый знак, будь то круг, квадрат, ромб или точки, расположены строго на своих местах и несут сокральный смысл.

Здесь отражается три мира: подземный, наземный и небесный, что является основой шаманизма народов Севера. Между схематичным изображением миров оставляли место для нанесения схематических символов животных, птиц и природных явлений.

При пристальном разглядывании этих простых линий, можно прочитать, что задумал мастер в своей работе:

  • прямая линия — показывает на земную твердь;
  • косые, исходящие от прямой – природу, проявленную через слезы небес: дождя, града и гнева стихии — грозы;
  • волны и изгибы – отражают водную бушующую стихию;
  • многочисленные короткие штрихи или пунктиры – первоэлемент природы, показывающий ветер и воздух;
  • спиралевидные узоры – символ, объединяющий в себе силу энергии огня и солнца, пульсацию движения и скоротечности времени. Спираль — часто встречающийся элемент в природе, от неземных галактик до морской раковины. И в росписи этот знак сопровождает почти все узоры.

Предметы, в частности прялки, разделялись схематично на три части. Каждая часть обязательно разделена двумя параллельными горизонтальными полосами различной ширины и формы, между которыми наносятся декоративные изображения.

Каждый элемент имеет определённое значение и располагается в определённом порядке:

  • Одиночные красные кони или олени, бегущие друг за другом, олицетворяют движение солнечного светила по горизонту, являющееся символом жизни. Если конь изображался на крыше жилища, он являлся оберегом. Солярные знаки рядом с животными показывают, что люди верили в их внеземное происхождение. Мастера наносят эти элементы по центру росписи, выделяя их крупным размером на фоне остальных.
  • Птицы: гуси, утки и лебеди, считаются душами умерших, которые находятся всегда поблизости с миром живых.
  • Цветы, плоды, деревья, семена — знаки плодородия Матушки-Земли.
  • Ели, сосны или лиственницы — олицетворение мужской силы.
  • Оленихи — это небесные роженицы, дарующие жизнь каждому бьющемуся сердцу на земле.

Символика узора

Мезенская роспись в своих картинках имеет характерную черту: ярусы, полосы. Чаще всего их на узоре находится 3 штуки.

Но, внутреннюю часть таких поясов украшали нанесением изображений:

  • Птицы находились только в верхней части.
  • Лошадей либо оленей рисовали в среднем либо нижнем поясе.

Историки сходятся во мнении, что каждый из ярусов отражает небесное, наземное и подземное деление мира. По особенной технологии украшали прялки: на ее изнаночной стороне размещали пояса и могли добавить надпись. Лицевую же часть разрисовывали ярусами и символами.

Мезенская роспись (картинки ее и узоры принято относить к языческим и религиозным основам) практически не отражает быт людей, а скорее использует изображения с подтекстом. Каждый символ орнамента имеет смысловой сюжет.

Выделяют так называемые солярные знаки – изображения солнца, круги, кресты. Выглядят они практически как свастика. На ложках изображали чаще всего коловорот. На карабейках рисовали только геометрические узоры, без персонажей.

Земля

Земля в мезенской росписи символизирует матерь всего живого, которая является кормилицей и основой существования. Изначально ее изображали в виде квадрата. Внутри него могли оставить послание. Например, точка означала урожайный год. Также землю изображали в виде ромба или треугольника.

Если область внутри фигуры заштриховывали, то это обозначало засеянное поле. Таким признаком являлось размещение внутри квадрата семечка. Также внутри квадратов рисовали символы плодородия, спирали, знаки огня.

Вода

Символ, обозначающий воду, в мезенской росписи обозначали волнообразной линией или зигзагами.

Жидкость означала не только небесную или земную стихию (реки), но и являлась символом зарождения новой жизни. Если рядом располагали знак земли, то это обозначало зарождение чего-то нового.

Огонь

Мезенская роспись (картинки с пламенем могли наносить на одежду, ставни домов) выделяет символ огня как стихию, находящуюся то в животворящем, то в разрушительном виде. Она изображена в форме круга, завитков и всех элементов, стремящихся к окружности.

Огонь олицетворяет жизнь, энергию. Он может передавать как созидательный смысл, так и убивающий все вокруг

Подчеркнуть важность огня можно двойными спиралями, коническими соляными знаками. В более поздней мезенской росписи обозначать огонь стали крестами или же его изображением в круге

Ветер (воздух)

Воздушные потоки изображают в виде коротких штрихов. Его символ является неотъемлемым орнаментом мезенской росписи, ведь он олицетворяет одну из стихий природы. Также, данный знак обозначает силу, являющуюся непредсказуемой.

Ветер изображают то, как неистовую стихию, то, как помощника людей. Мезенские ремесленники любили изображать обузданный воздух. Поэтому часто в рисунках он нарисован кружочком, словно нанизанным на прямые, скрещенные линии.

Техника нанесения рисунка

Особенность мезенских узоров заключается в повторении форм предметов, на которые они наносятся. Центральную позицию в картинке занимает сюжет, который мастер хотел бы донести. Любое изображение разделяют на несколько ярусов, вверху рисуется символика неба и солярные знаки, в средних ярусах «обитают» представители местной флоры и фауны, а снизу можно увидеть элементы, обозначающие плодородную землю и водные ресурсы. Визуально мезенская роспись по дереву чем-то напоминает зашифрованное послание, которое предки хотели передать своим последователям. Сообщение, закодированное в необычных черточках, завитках, точках, объединенных в единый орнамент, действительно несут в себе некий скрытый смысл. Выразительная графика позволяет создать любой сюжет, используя различные элементы и меняя их месторасположение.

Освоить технику палащельской росписи несложно, главное — изучить подробно всю символику и последовательность нанесения красок на изделие. Многочисленные мастер-классы в подробностях демонстрируют процесс рисования замысловатых узоров. Чтобы изобразить самобытный орнамент, художнику нужно вооружиться доской или любым другим предметом из дерева, красками и кистью. Что касается традиционной технологии рисования, то она выглядит следующим образом:

  • Для нанесения изображения используются только предметы быта, изготовленные из негрунтованного дерева. В качестве красок выступает охра (красный цвет), сажа или сурик (черный цвет), которые используются по сей день. В прошлом веке рисунки наносились специальной палочкой из древесины (тиской), перьями птиц или кисточкой, изготовленной из человеческих волос. Сейчас используются обычные кисти.
  • Рисунок аккуратно наносится на деревянную поверхность. Сперва используют красный оттенок, затем изображение обводится черной краской.
  • Готовую картину покрывают олифой, что добавляет изделию блеска и золотистого цвета. Такое покрытие способно надежно защитить рисунок от воды или повышенной влажности.

Многоярусное изображение позволяет мастерам показать все миры — небесный, земной и подземный. Например, внизу можно нарисовать оленей или коней, посередине к ним можно добавить различных пернатых, а вверху изобразить парящих птиц. Отличительной чертой мезенской росписи доски являются разнообразные геометрические фигуры

Если рисунок наносится с двух сторон, нужно уделить особое внимание совпадению линий. При этом сюжет на тыльной и лицевой стороне может быть разным

Впереди мастера рисуют сцены из обычной жизни народов Севера России, а сзади изображается прекрасный природный мир.

Мезенская роспись – история

Первые найденные упоминания промысла в документах историки датируют XVII в. Хранящиеся в музеях, экспонаты были изготовлены несколько позже, а самая старинная прялка была расписана в 1815-1820 г. Техника зародилась в Архангельской области на побережье реки Мезень в селе Палащелье, поэтому второе название промысла – палащельская роспись. Расположение деревни в северном регионе между двумя крупными реками (Северной Двиной и Печорой) на границе тайги с тундрой наложило отпечаток на используемые образы и их символическое значение.

Изначально мезенская или палащельская роспись была уделом мужчин, передававших свои секреты по наследству только сыновьям. Точное происхождение росписи ученым до сих пор неизвестно. Есть предположения, что рисунки были заимствованы из древних языческих верований народов Севера, Средней Азии и территории Индокитая. Другие же отождествляют их с найденными карельскими петроглифами – одними из самых древних наскальных рисунков, найденных на планете Земля.

Мезенская роспись – техника выполнения

Как в древности, так и сейчас выполняется мезенская роспись поэтапно:

  1. Изготовлением заготовок утвари могли заниматься все члены семьи художника и даже он сам. В редких случаях готовые изделия приобретались у других ремесленников.
  2. Предварительно изделие ничем не покрывали и не грунтовали. Деревянная поверхность должна быть натуральной, очищенной от грязи и высушенной до естественных пределов.
  3. На древесину очертания узоров наносились красной краской специальной деревянной тиской преимущественно в один мазок.
  4. После создания композиции и очертаний, мастера переходили к более точной прорисовке деталей самодельными кистями или перьями.
  5. Когда узор был полностью нанесен, изделие оставляли при комнатной температуре для высыхания красителей.
  6. В завершение мезенская роспись покрывалась олифой для придания насыщенного золотистого цвета и льняным маслом для мягкости.

Знаки веков и тысячелетий: история происхождения мезенской росписи


Мезенская роспись XIX в.

Добросовестные искусствоведы утверждают, что мезенский промысел, традиция изготовления всяких полезных вещей и украшения их росписью по особой технологии, сам по себе не слишком древний. В музеях и частных коллекциях вы не найдете ни прялок, ни деревянной утвари старше начала девятнадцатого века. Именно в этот период традиция полностью сложилась и стала широко развитым народным промыслом в Архангельской области, в некоторых поселениях, расположенных на реке Мезень. Красная мезенская глина, из которой сначала изготавливалась основная краска, охра, дала название промыслу. К концу века мезенская роспись получила самую широкую известность, стала продаваться не только на праздничных ярмарках, но и в лавках, вошла в повседневный быт разных социальных групп населения России.

Совсем недавно. Так почему же так сладко, с таким необъяснимым ожиданием и надеждой замирает сердце, когда смотришь на рисунки традиционной мезенской росписи, эти будто бы давно знакомые знаки, деревья и птиц, коней и оленей? И возникает ощущение какого-то пропущенного урока, не выучив который, невозможно понять мудрость предков, их философию и нравственность, невозможно стать счастливым?

Символы мезенской росписи невероятно древние, дохристианские. Новая для славян христианская религия частично впитала их, частично предала забвению, пытаясь бороться с язычеством огнем и мечом.

Каждый раз, когда славянский мир оказывается на перепутье, знаки возникают из ниоткуда для всех, кто готов их увидеть. Не удивительно, что сегодня так сильно вырос интерес к мезенской росписи, её мудрой простоте и природной мощи.

Мезенская роспись картинки

Для нанесения рисунка на деревянной досочке художнику понадобятся кисти, краски чёрного и красного цветов, чертежная линейка, карандаш и ластик, лак для покрытия готовой работы.

Процесс росписи достаточно кропотлив из-за прорисовки мелких деталей:

  • толстой кистью на переднюю поверхность предмета мастер сначала наносит фон (охру);
  • деревянная заготовка разлиновывается карандашом на части, таким образом, чтобы в середине осталось достаточно места для нанесения центрального орнамента;
  • вверху и внизу по краям делаются эскизы многоуровневых рядов для будущих символов;
  • следующий этап – детальный набросок главных мотивов рисунка, а затем и второстепенных;
  • далее следует работа с красками. С помощью палитры и кисточки красным цветом закрашивают все элементы и символы, а также линии;
  • фигуры основной композиции заливают равномерно одним тоном;
  • после этого этапа изделию дают высохнуть в естественных условиях на воздухе;
  • затем художник начинает работать с гуашью чёрного цвета, прорисовывая уже детали основного орнамента, например, гриву или хвост коня, солнечные лучи или крылья птицы в полёте;
  • в верхней и нижней частях прорисовывается композиция, дополняясь символичными элементами;
  • после высыхания краски остатки карандаша удаляются ластиком;
  • в завершение расписанную поверхность покрывают лаком и отправляют сушиться в печь.

↑ Символика узора

Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мфологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса — три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус — птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.

Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.

Вода.

Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.

Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.

Символика узора: вспомним то, что знали наши предки


Символы земли, воды, огня и ветра в мезенской росписи.

Земля

Невелико количество художественных приемов, которые использует мезенская роспись, элементы росписи предельно просты. Это не ограниченность и тем более не убожество. Это принцип. Жить нужно просто, тогда ты будешь счастливым. Нужно уметь выделять в жизни главное, и не позволить никаким злым силам тебя от этого главного отвлечь.

Один из главных символов мезенского искусства – земля. Представления древних земледельцев из первобытных племен финно-угров состояли в том, что земля – это основа, мать и кормилица.

Символом земли в росписи изначально был квадрат. Внутри квадрата – разные благоприятные ситуации и пожелания: земля, в изобилии напитанная влагой, согретое солнцем весеннее поле, семена, прорастающие на распаханной пашне, здоровые и мощные растения.

От этих символов зависела жизнь, её продолжение. Они обладают взрывной мощью от той энергии, которой наполнили их многие поколения землепашцев. Они до сих пор читаются сознанием и подсознанием, вызывают в качестве отклика подъем здоровой созидательной энергии у каждого человека.

Отдельно следует обратить внимание на целые ряды полос на росписи – они показывают процесс обработки земли, появление на ней борозды, созданной плугом, а также знаки влажной земли, когда внутри квадрата появляются желанные символы капель, косого дождя, а также сильного ветра. Символом земли в мезенской росписи позже стала широкая прямая линия – средняя линия, находящаяся под линией неба

Символом земли в мезенской росписи позже стала широкая прямая линия – средняя линия, находящаяся под линией неба.

Вода

Вода в символике мезенских художников – не только посланные сверху капли, линии косого или прямого дождя. Волнистые линии часто окружали один из основных орнаментов, означавший союз стихий, рождение новой жизни. Счастье и благополучие – это соединение земли, воды, порождающее прекрасное дитя, новую жизнь, возникающую из зерна. Волнистые линии в рисунках росписи постоянно сопровождают прямые – это залог благополучия и продолжения жизни.

Огонь

В мезенской росписи всего два цвета. Один из них черный – символ земли, воды, тела живых существ, второй красный – символ огня, жизни, одухотворяющей энергии и отчасти самого духа. Если земля – квадрат, вода – линия, прямая или волнистая, то все элементы орнамента, стремящиеся к форме круга, — символ огня, солнца, энергии, созидания и разрушения.

Самые мощные символы огня – спирали, двойные спирали, а также канонические солярные знаки. Позднее символом солнца стал крест или крест в круге.

Ветер (воздух)

Мезенская роспись кажется очень мощной и динамичной. Она просто пронизана воздухом и движением. Воздух – самая древняя и самая непостижимая из стихий, символ духа.

Только ветер носился над бездной до сотворения мира. Ветер (наряду с водой), скорее всего, символизируют многочисленные короткие штрихи, обильно рассыпанные в композиции росписей.


Мелкие штрихи, символизирующие ветер и воздух.

Воздух непосредственно связан с огнем, именно он его раздувает и заставляет расти. Символику спиралей тоже можно считать относящейся к воздуху, символом его мощи, сгустком энергии.

Ход занятия:

Воспитатель с детьми заходят в зал.

Воспитатель: Как вы знаете, ребята, мы живём на Севере. Наш северный край называется Поморье. И сегодня мы с вами побываем в далёкой северной деревне Палащелье, что стоит на реке Мезень. Зайдём в мастерскую, где увидим мезенскую роспись, да напевы северные послушаем.

Ну что, отправимся?

Добраться до деревни той не просто. Автобусы и поезда туда не ездят. А помогут нам северные олени.

Друг за другом дружно повернитесь, (поворачиваются за воспитателем)

За упряжку крепче вы держитесь! (имитируют упряжку)

(Воспитатель надевает шапочку оленя, включает фоновую музыку)

Мы прямым галопом скачем по лесам и по полям,

В спину дует свежий ветер, он не страшен, дети, нам. (дети скачут прямым галопом за воспитателем по залу)

А вот и деревня, устали с дороги?

Садитесь, пускай отдохнут ваши ноги (предлагает сесть на ковёр в зале)

Давайте сядем поудобней, да песню послушаем

Воспитатель (обращает внимание детей на иллюстрации деревни Палащелье) Посмотрите, дети, на иллюстрации, где изображена деревня Палащелье. Какая природа здесь живая, яркая, красивая, речка – прозрачная, чистая

Какой народ задорный, любит праздники отмечать на природе, всей деревней гулять, да веселиться. Обратите внимание на дома резные, узорчатые. Каждый дом в деревне – произведение искусства. Местные жители очень талантливые мастера, расписывают короба берестяные, туеса, сундуки, ложки деревянные. Роспись зовётся Мезенской или как ещё её называют – Палащельской. А какой, ребята, здесь воздух чистый, потому что машин в деревне нет. Ой, вижу, мастерица деревенская к нам спешит.

(Появляется мастерица-воспитатель, одетая по-деревенски, с местным диалектом в речи)

Мастерица: Ой, здравствуйте, гости дорогие. Холодно, морозно сегодня в деревеньке –то нашей, проходите скорей в мою мастерскую. В мастерской моей много тарелок, расписанных мезенской росписью. (дети проходят за столы)

Мастерица: (присела около мольберта с элементами росписи и рассказывает) Давным-давно поселились люди на берегу реки Мезень. Трудна была их жизнь, занимались они охотой, рыболовством, земледелием. Они не умели читать и писать, а свои мысли передавали в рисунках. Узор наносили на деревянную поверхность щепкой или пером. В работе два цвета-красный и чёрный. Красный-глина, чёрный-сажа.Изображение делится на три части: небесную, наземную, подземную. Так появилась мезенская роспись, или, как еще ее называют Палащельская роспись.

Мезенской росписью люди расписывали различные деревянные вещи,которыми пользовались сами: короба, прялки, туеса, посуду. Вот и в моей мастерской тарелки расписаны мезенской росписью. Да народу-то нынче мало в деревне, не хватает мастеров-то, некому тарелки расписать.

А вы, ребята, хотите стать моими подмастерьями, да помочь тарелки расписать?

(ответы детей)

Но сначала мы подготовим наши пальчики к работе

Пальчиковая гимнастика: Один, два, три, четыре, пять — наши пальчики будут рисовать.

Возьмите каждый свою тарелку, да распишите знакомыми вам элементами мезенской росписи.

Ребята, когда мастерицы расписывают, то всегда песни напевают. Напевы северные им узор правильный выбрать помогают. Вот и вы расписывать начинайте, да напевы северные слушайте, запоминайте.

(Звучит фонограмма Северного хора, 10-15 минут дети расписывают тарелки)

По окончании времени, воспитатель накрывает на стол и созывает детей.

Вот и самовар кипит, ребят он чаем угостит! Ко мне, скорее подходите, да тарелки расписные покажите. (дети несут тарелки и кладут их на стол, вокруг самовара)

Воспитатель: Ребята, что же мы с вами сегодня расписывали? Какой росписью? (мезенская, палащельская). Какими элементами расписывали? (волнистая линия, точки, чередование цветов, ломаная линия). Что означает элемент?

Помогала ли вам музыка при нанесении узора? А если бы звучал марш, что бы вы нарисовали?

Воспитатель: Какие трудности вы испытывали? Почему? И глядя на ваши тарелки расписные,я хочу прочитать это стихотворение:

«Мезенской роспись зовётся,

В каждом рисунке добро

В сердце твоём отзовётся

Нежною сказкой оно.

В строчках еёможно встретить:

Оленей, коней, мчащих вдаль,

Лебедя если приметить,

Будет большой урожай.

Росписью той украшают

Из бересты туеса,

Даром своим совершая

Счастья любви чудеса».

А за старания ваши, ребята, мастерица вас конфетами угощает, от всего сердца добра и здоровья желает (мастерица кланяется). В гостях хорошо, да дома лучше. Нет милее родной стороны, чем наше село. Пора возвращаться на Родину. (скачут на оленях обратно домой)

Кратко о мезенской росписи… не получится

Символы мезенской росписи – это морфология древних северных народов. Сам рисунок ее имеет много ярусов, что говорит о шаманизме. В мезенской росписи животные обычно нарисованы внизу и посредине орнамента, верх мезенской росписи – птицы. Кони черного и красного цвета могут означать мир живых и мир мертвых. Солярные знаки намекают на божественное присхождение.  Лошади в мезенской росписи могут являться и оберегами. Как голова коня на коньке крыши избы, которую и сейчас часто можно увидеть в деревнях и селах.

Каждый ряд друг от друга отделяют полосы, на которых рисунок повторяется. Прямая линия, возможно, обозначает Землю и Небо. Если она наверху – то значит твердь небесная, внизу – земная

Если вы хотите знать, как нарисовать мезенскую роспись, то на эти нюансы обязательно надо обращать внимание и знать, что значит тот или иной символ

Древние мифы, не все, но очень многие, гласят: первого человека боги сотворили праха, земли и глины. Потому земля для наших предков – это праматерь. Ее в мезенской росписи изображают в виде квадрата.

Важный символ мезенской росписи – вода.
Ее воспринимали не только как реки и озера, но и как дождь. Ведь не будет дождя – не будет и урожая. Косая полоса и орнамент на ней как раз и отвечают за ливни и грозы.

Волнистая линия характерна для любых рисунков мезенской росписи. Скорее всего она означает реки, озера, моря, так как постоянно сопровождает водоплавающих птиц.

Короткие штришки, разбросанные по всему рисунку мезенской росписи – это ветер или воздух. Он является важным, первоосновным элементом всей природы. Часто ветер представляли в виде духа, которого можно почувствовать, но не увидеть. У славян был для него даже отдельный бог – Похвист, который управлял ветрами и бурями.

В орнаменте мезенской росписи можно увидеть и обуздание стихий: штрихи как будто нанизаны на прямые линии, которые нарисованы крест-накрест. Больше всего этот знак будет похож на лопасти ветряной мельницы – ветер был пойман и поставлен в услужение человеку.

Огонь
Очень сильная часть всего орнамента. Огонь и страшная сила, неуправляемая стихия, и то, что не дает погибнуть человеку в холода, позволяет готовить пищу и так далее. К тому же огонь – это еще и божественная энергия.

Предки наши думали, что огонь живой. Он стареет, умирает, его надо раз в год приносить из святилища и зажигать заново, чтобы новорождённый огонь был сильный, яркий, горячий. Возможно он был воплощением солнца, как бы сейчас сказали – аватаром.

По мнению этнографов, знак огня – это круг или спираль. Так как это схематично изображает движение солнце по кругу. В мезенской росписи спирали есть везде, они раскиданы щедро, и как солнце согревают весь узор.

Спираль в принципе имеет довольно много самых разных значений. В славянской символике это может также означать коловорот – то есть годовой цикл. Если спираль рисуется как нисходящая, то это знак женского начала, а восходящая – мужского. Двойная спираль была оберегом и символизировала собой плодовитость и рождение здоровых детей, большую семью.

Мезенские рисунки несут в себе тему плодородия. На них можно найти поля, семена, растительные и цветочные узоры, плоды. Если узор располагается в два ряда, то символика изобилия будет нанесена в шахматном порядке.

В орнаментах мезенской росписи можно найти большое количество разных птиц. Обычно они значат добрую весть. Больше всего таких узоров можно найти на берестяных туесах.

Любили старые матера рисовать деревья – на прялках с мезенской росписью было обнаружено изображение ёлок. Любопытны композиции из трех деревьев: два стоят на одинаковом расстоянии от центрального, которое заметно больше их. Такие же рисунки были найдены и на мебели в старинных домах.

Есть оригинальный вариант рисования коней в мезенской росписи, украшенных перьями. У них очень длинные и тонкие ноги по отношению к телу, окраска таких лошадок ярко-красная. А вот туловище коня украшалось узором в виде решетки. Они были совсем непохожи на описанных выше животных. Есть рисунки где, на лошадях сидят всадники, вступившие в бой друг с другом. Часто у ног лошадей таких были изображены солярные знаки.

Олени в мезенский росписи изображаются точно так же, единственное отличие – на голове у них есть черные рога, закинутые на спину.

Техника выполнения

В наше время техника палащельской росписи сохранила свою знаковость и символизм. Как и в старые времена, работа выполняется мастерами полностью вручную. Изменились лишь инструменты для нанесения картинки. Ведь в древности схемы наносили тоненькими палочками и птичьим пером.

После создания узора или орнамента поверхность предмета покрывают олифой для того, чтобы сохранить яркость красок. А также для того, чтобы изделие не темнело.

На севере страны — Архангельске и Северодвинске работают предприятия по производству сувенирной продукции.

Кроме кулонов с символикой, можно приобрести подносы, декоративные доски и колокольчики, тарелки, солонки, шкатулки и многое другое.

Шаг 3. Растения и другие декоративные элементы

Для рисования растений опять используем кривые. Крайний правый элемент нарисован с помощью инструмента Рисовать спирали и заезды. Сначала кривыми рисуем элементы цветка.

Из этих элементов «собираем» цветок и растение. Группировать элементы можно любым способом, получая различные растения. Я нарисовал вот такую пару растений.

Не забываем выделить и сгруппировать элементы.

Далее из отдельных кривых рисуем ель. Сначала ствол (рис. слева), затем рисуем одну нижнюю ветку (рис. в центре, ставим две опорных точки и искривляем, потом применяем контурный эффект taper stroke).

Все остальные получаем дублированием и уменьшением копий нижней ветки (правый рис.).

Выделяем все элементы ели и группируем.

Давайте разместим на тарелке. Ель помещаем между оленями, большой цветок в нижней половине и по центру. Два маленьких цветка в нижней части под оленями.

Ну и добавим самые простые элементы звезды, крестики, волнистые линии. Разместите их произвольным образом и добавьте месяц. Месяц получаем из двух кругов и операцией Разность.

Ну вот мы и закончили рисовать тарелку в мезенской росписи. Получилось в общем неплохо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector