Красивые узоры и орнаменты на посуде

Содержание:

Хохлома: роспись, картинки и узоры

Можно выделить несколько видов орнамента:

Травная роспись – старинный вид рисунка. Он пишется мелкими мазками, завитками, колосками и ягодками по серебряному фону.

Напоминает русские травы – луговые, болотную осоку, белоус.

Этот рисунок может быть разбросан по всему изделию тарелок, разделочных досок, шкатулок или собран букетами, кустами. Причем из разрозненных травинок художники создают различные сочетания картинок — мотив петуха, жар-птицы, сидящей на дереве, клюющей ягоды, а также рыб.

Роспись «под листок» или «под ягоду» — в нее, кроме травки, включены овальные лепестки, расписанные тычками кисти, более крупными мазками.

В основу входят остроконечные или округлые листья по три или пять, и группы ягод около стебля.

В зависимости от величины изделия могут быть включены элементы ветки, рябины, винограда, смородины, крыжовника, клубники, цветы ромашки, тюльпана и колокольчика.

Роспись под «пряник» или «рыжик» — этот орнамент применяют обычно внутри блюда или чаши. Геометрические фигуры вписываются в ромб или квадрат. С травными кустами в углах, а в середине – большой «рыжик» в круге — солнце. Еще пряник называют «косовик», так как из него как бы вырастают косы из трав и мотивов. Вначале эти элементы росписи кажутся простыми и примитивными. Но если вглядеться, то видно, что солнце движется, и вместе с ним захвачены кружением все листочки и травинки.

«Кудрина» — стилизованные золотые изображения кудреватых завитков, формирующих листья, цветы, ягоды и плоды. Это вид росписи, где главной является контурная линия, золотое пятно и легкие тонкие штрихи в прорисовке мелких деталей.

«Фон» — художник рисует стебель с цветами и листьями, стилизованные изображения петушков, рыб. Затем фон заполняется краской – обычно черной. Поверх черного фона делают мазки краской – травинки, налепливаются гроздья диких яблочек, меленькие цветочки.

Этапы росписи

Если вы решили взяться за роспись кружек акриловыми красками, ознакомьтесь с планированием творческой работы – все этапы должны следовать друг за другом.


Точечная роспись. Начало работы

    1. 1. Обезжиривание посуды – подойдет для этих целей спирт или средство для мытья окон.
    1. 2. Определение техники. Если есть шаблон/трафарет, их нужно подготовить и наклеить скотчем на тарелку. Если вы делаете точечную роспись, можете нанести ее рисунок предварительно специальным карандашом.
    1. 3. Расписывайте посуду, без спешки и с проверкой краски, кистей (или маркеров на бумаге).
    1. 4. Оставляйте сохнуть на 24 часа. Далее в холодную духовку ставите тарелку, ждете разогревания духовки до 150 градусов, устанавливаете таймер на полчаса и оставляете выпекаться. Затем выключаете духовку и даете изделию остыть в ней. Все готово!

Если посуда строго декоративная, ее можно покрывать лаком (и лаком с блестками тоже).

Роспись тарелок своими руками для начинающих: мастер-класс

Если у вас есть простая стеклянная тарелка, без узоров и рисунка, вы сами можете ее преобразить. Поможет вам в этом несложный мастер-класс.

Вам нужны:

  • стеклянная тарелка (можно и белая керамическая);
  • синтетические кисти, длинная тонкая и с острым кончиком № 25;
  • акриловые краски – розового, синего, белого и зеленого цветов;
  • обезжириватель.

Подготовьте тарелку, вымойте, обезжирьте, высушите

Убедитесь, что и рабочее место готово – пространство для творчества не менее важно, чем качественные материалы и инструменты. Работайте при хорошем освещении.

Далее приступайте к основной работе:

    1. 1. На палитру добавьте акрил синий и розовый, перемешивайте.
    1. 2. Этим цветом произвольно на тарелке рисуйте шарики, которые впоследствии станут розами. Маленькие шарики – маленькие розочки, крупные превратятся в цветы покрупнее.
    1. 3. Даете работе немного высохнуть. После этого к фиолетовому цвету на палитре добавляете белый.
    1. 4. Макаете кисть в полученный цвет, ставите ее кончиком на тарелку, в выбранный нарисованный шарик. Ведете в нужную сторону, на кисть нужно давить, чтобы она оставила отпечаток в виде толстой дужки. В конце кисть медленно поднимаете, дабы остался хвостик. Так вы придаете розочке форму. Темная начальная основа (шарик) будет выглядывать из-за распущенных лепестков.
    1. 5. Такую работу, как прорисовка лепестков, проводите с каждым шариком.
    1. 6. Разводите на палитре синий и зеленый так, чтобы часть синего оставалась нетронутым. Макаете толстую кисть в зеленый, а кончик – в синий (можно и наоборот), ставите мазки возле розочек. Это будут листочки.
    1. 7. Зеленым акрилом, но уже тонкой кисточкой, прорисовываете между розами травушку, тонкие усики. Узор должен быть густым, незакрашенная часть тарелки должна быть малая – только в серединке.
    1. 8. В сиреневую краску на палитре добавляете белый. Так как розочки уже значительно подсохли, небольшие дугообразные мазочки светло-розового цвета ставите на сиреневых фрагментах розы – они создадут объем. Белым прорисовываете к травушке тонкие усики, а на листочках намечаете прожилки.

Составляем описания

Начнем вот с этой милой кружечки.

Вопрос первый: «Из каких элементов состоит узор?» Хотя, это скорее орнамент.

Ответ: «Он состоит из четырехугольников и окружности».

Вопрос второй: «Какие цвета использованы в узоре?»

Ответ: «Белый, розовый и золотистый».

Вопрос третий: «Как расположены элементы?»

На этот вопрос ответить сложнее всего. Вроде видишь, все понимаешь, а вот выразить в словах то, что ты видишь, довольно непросто. Но, когда это нас трудности пугали? И на третий вопрос мы дали вот такой ответ:

Второй житель нашего будущего альбома – вот этот яркий салатник.

А вот к нему описание.

Третьим будет вот этот «сказочный» чайник.

Опишем то, что видим.

Номер четыре — вот такая красивая тарелка.

И её описание.

Пятый участник исследования — весёленькая кружка.

Описываем.

И еще одна тарелка.

Текст про неё.

С описаниями справились. Теперь будем придумывать собственные узоры.

Обзор видов посуды с орнаментом

Посуда с орнаментом всегда пользовалась спросом и привлекала к себе внимание. Ведь при помощи нее можно как накрыть праздничный стол, так и дополнить интерьер всей кухни

Различные орнаменты, узоры, рисунки создают уютную домашнюю атмосферу и помогают создать стилистику кухни.

Посуда с орнаментом

Следует различать понятие орнамента, узора и рисунка для того, чтобы понимать, какой именно тип украшения хочется приобрести.

Орнамент — абстрактное обрамление в виде последовательно повторяющихся элементов. Чаще всего он имеет границы (иногда четкие, иногда размытые). Например, на тарелках и блюдцах орнамент может быть выполнен на кайме изделия.

Каемки с орнаментом

На посуде встречаются несколько видов орнамента:

Геометрический орнамент — как правило, данный вид имеет самые четкие границы, представляет собой сочетание различных геометрических фигур, линий, точек. Геометрический орнамент на посуде идеально подойдет для дополнения кухни в современных стилях: модерн, сканди — стиль, хай-тек. Очень часто яркие геометрические узоры используют для разбавления лаконичности спокойных оттенков помещения.

Геометрический орнамент

Растительный орнамент. Это может быть цветочный венок, нарисованный по окружности тарелки или мотивы или пейзаж на дне блюдца, заключенный в ограниченное обрамление;

Растительный орнамент

Животный орнамент. Исходя из названия не трудно догадаться, что центральной фигурой оформления является животное. В хохломе или гжели это лошади, птицы, в современной росписи — абсолютно любые животные.

Животный орнамент

Узор — это сочетание линий, красок, оттенков, выполненный абсолютно в любом стиле, не имеющий каких — либо закономерностей в расположении (это его главное отличие от орнамента). Также разделяется по тематике на геометрический, растительный и анималистический.

Классический рисунок дает более широкое поле для выражения художественных идей. Рисунки бывают сюжетные, абстрактные и комбинированный.

Современные технологи нанесения позволяют изобразить на посуде абсолютно любые изображения — от героев любимых мультфильмов до семейных фотографий и портретов.

Мастер класс №2: роспись кружки и чашки акриловой краской

Здесь будет использоваться довольно простой рисунок, который не требует особенных художественных навыков, так что надо только желание, материалы и немного времени.

Материалы:

  • белая чашка (кружка)и блюдце (керамические или фарфоровые),
  • маркер Pebeo Porcelaine 150,
  • несколько цветов красок акриловых (синий, сапфировый, белый, цвета радуги),
  • одна или две кисточки,
  • палитра для смешивания красок (можно использовать тарелочку),
  • несколько ватных палочек (чтобы исправлять ошибки),
  • спирт или средство для мытья стекол, обычная кухонная печка.

Технология росписи:

  1. Сначала нужно спиртом или средством для мыться окон очистить керамику и посуду от отпечатков пальцев или жира.
  2. Рисуем на чашке и блюдце (кроме центра блюдца, куда ставится чашка) капельки дождя, то есть их контуры. По центру блюдца рисуете радугу.
  3. Таким образом получится, что, когда чашка стоит на блюдце, радуги не будет видно, зато, когда чашку поднимут с блюдца для чаепития, будет приятный маленький, радужный в прямом и переносном смысле слова, сюрприз. Помните, что краска засыхает за 5-10 секунд.

СОВЕТ: Если Вы никогда раньше не использовали маркер, надо сделать так, чтобы из него начала вытекать краска. Для этого его надо где-то 30 секунд потрясти, а затем нажать кончиком на лист бумаги, пока краска не начнет течь. Как только краска пошла, можно начинать рисовать.

  1. Возьмите кисть среднего размера, чтобы разрисовывать капли дождя. Используйте синюю краску. Можно рисовать сразу той краской, что в бутылочке, а можно добавить немножко воды, чтобы цвет был не такой насыщенный. Не встряхивайте краску, это может создать пузырьки, которые понизят качество рисунка.

Если Вы немножко вылезли за контуры и краска еще не высохла, это можно исправить с помощью ватной палочки или салфетки. Если краска уже высохла, сначала смочите ватную палочку спиртом, а уже потом исправляйте ошибку. Если при разрисовке была допущена большая ошибка и Вы хотите начать сначала, то промойте посуду под теплой водой или протрите спиртом и дайте ей хорошо высохнуть перед тем как заново начинать рисовать.

Эти краски хорошо смешиваются между собой, так что Вы можете разрисовать часть капелек синим, потом смешать с сапфировым и разрисовать остальные

Можете часть разрисовывать просто краской, а часто – краской, смешанной с водой.
Важно мыть и хорошо протирать кисточку при переходе на каждый новый цвет краски.

  1. После того, как дорисуете капли дождя, переходите на радугу. Для этого используйте очень тоненькую кисточку, чтобы рисунок был аккуратненький и не вылезал за контуры.
  2. Помните, что зеленый цвет можно получить, смешав желтый и синий, а оранжевый – красный и желтый.
  3. Рисунок уже закончен, но эта посуда еще не готова к использованию. Оставьте сохнуть на 24 часа.
  4. По истечению данного времени поставьте посуду в прохладную духовку, выставьте температуру 150° C. Когда духовка разогреется до выставленной температуры, установите таймер на 30 минут и оставьте выпекаться. По истечению времени, выключите духовку и дайте посуде остыть перед тем, как вынимать.
  5. Вот теперь все. Можете наслаждать чаепитием!

В общем, с помощью этих же инструментов Вы можете нарисовать и любой другой рисунок, какой появится в Вашей фантазии.

Геометрические орнаменты на посуде

Орнаменты – это рисунки, в которых одна (основная) часть повторяется. Обычно узоры на посуде имеют орнаменты в полосе, которые либо опоясывают кувшины, бокалы, вазы, либо проходят по кругу края тарелок, блюдец, подносов, мисок, кастрюль и другой кухонной утвари.

Однако сегодня искусство украшения посуды шагнуло далеко вперёд. Художники, расписывающие тарелки и сервизы, уже не хотят ограничиваться только геометрическими орнаментами. Такой приём, как барельефы, при украшении посуды используется вместе с узорами в полосе. Таким образом, становится понятно, что узоры на посуде выполняются не только красками.

Отправляемся на поиски посуды

И тут нас ждала первая трудность. Все тарелки, чашки, кружки, блюдца, имеющиеся в доме, были идеального белого или идеального чёрного цвета, без единой точечки или чёрточки. Это выглядит очень аккуратно, стильно и красиво, но нам в изготовлении проекта никак не поможет.

Решили сходить на посудную охоту в магазин посуды. Там нужные нам экземпляры водятся, конечно, но еще там водятся и продавцы, которые строго-настрого запретили фотографировать их питомцев.

К счастью, у нас есть интернет. А в интернете можно найти все, в том числе и посуду с красивыми орнаментами. На картинке ниже наш улов.

Тут и чайники, и кружечки, и тарелочки. Есть чайная пара, ваза и несколько салатников. Всего 20 экземпляров.

Но всех мы с собой в проект не возьмем. Иначе это уже получится не альбом, а альбомище! Решили выбрать 6 штук. Выбрали вот такие.

Будем разбираться с каждым.

Узоры и орнаменты.: kolybanov

Узоры и орнаменты

Узоры и орнаменты достаточно привычное явление. Оглянитесь вокруг — архитектура, предметы интерьера, различный декор одежды, посуды и многое другое…. — всё в узорах и орнаментах. А есть ли между ними различия, и если да, то в чем 

 Все словари объясняют узор — это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней. А орнамент — это узор, состоящий из повторяющихся в определенном порядке элементов. То есть узор и орнамент — это судя по всему одно и то же..

 Узор в сущности может являться как самостоятельным художественным произведением, так и являться элементом орнамента (если повторить его в определенной последовательности несколько раз). Причем, орнамент в итоге так же будет считаться самостоятельным и самобытным узором! Выходит, что искать разницу между понятием «орнамент» и «узор» не стоит в силу того, что эти художественные элементы напрямую взаимосвязаны и очень тесно переплетены.

Что действительно заслуживает внимания, когда речь заходит об узорах и орнаментах, это область их применения, способы создания и самые предпочитаемые на сегодняшний день образцы.

 Орнаменты являются одним из элементов национальной культуры всех народов мира. С их помощью можно изучать обычаи и традиции той или иной страны. Этому есть простое объяснение — в момент зарождения человечества изобразительное искусство еще не было достаточно развито, поэтому древним было куда понятнее и проще создавать отдельные художественные элементы, а затем уже соединять их воедино. Узоры того времени преимущественно представляли собой растительные или животные элементы, чуть позже появились простейшие геометрические формы. 

Далее подробности:

Виды орнаментовПопулярные орнаментыМеандрМехендиРокайльТесьмаОбережная вышивкаНародное творчествоДрагоценные оклады 

Картинки с узорами. орнаментами, элементами — в качестве идей для росписи, вышивки и т.п.

Необходимые материалы для росписи

То, чем вы будете расписывать тарелки, зависит от техники росписи, которую вы избрали. Быть может, вам нравятся традиционные русские хохлома и гжель, а может быть, интересной будет техника тиффани (трехмерная роспись) или цельная композиция. В последнее время в фаворе и леттеринг на тарелке, когда на нее наносятся слова и надписи.

  • Спирт или обезжириватель – без него работы не начать.
  • Краски. Два предпочитаемых варианта: акрил и витражные краски. Акрил нужно покрывать лаком, если вы помоете расписную тарелку, вся краска сойдет. Витражные краски требуют последующего запекания.
  • Маркеры. Подойдите в магазин товаров для творчества, там вы найдете неплохой ассортимент художественных маркеров. Работать с ними одно удовольствие, а если вы изначально практикуетесь на бумаге, и уже «набитой рукой» переносите свой рисунок на посуду, шансы на отличный результат высоки.
  • Кисти. Для росписи используется синтетика. В принципе, двух-трех кистей разного размера для начала хватит. Обязательно должна быть в наличии острая тоненькая кисточка с длинным волосом.
  • Лак. Проще работать с аэрозольным бесцветным лаком.

Это основа, с которой вы сможете воплотить в жизнь немалое количество творческих задумок. Роспись керамики очень нравится детям: они просто обожают расписывать тарелочки. И необязательно рисунок на посуде должен быть сложным и детализированным. Если малыш нарисовал то, что умеет, от души и честно, эта тарелочка еще долгие годы будет прекрасным напоминанием о первых художественных начинаниях ребенка.

Чем отличается узор от орнамента

Красивый узор или орнамент всегда притягивает внимание. Предметы с таким рисунком на поверхности выглядят интересно и привлекательно

Но какие особенности характерны для каждого из видов изображения и чем отличается узор от орнамента? Об этом пойдет речь дальше.

  • Общие сведения
  • Сравнение

Общие сведения

Узор, согласно определению, – это изображение, состоящее из линий, а также красок и теней. Корни этого слова идут от «узреть, зреть», что, в свою очередь, означает «глядеть на что-то, созерцать». Создавать узоры люди пытались еще в глубокой древности, нанося на поверхность предметов точки и простые линии. Со временем от примитивных набросков умельцы перешли к настоящим художественным шедеврам. Надо сказать, что в старину узоры также назывались украсами. Так люди подчеркивали свойства подобных изображений – их красоту, приятный для глаз вид.

Орнамент – понятие более узкое. Это тоже узор, но со своими особенностями. Произошедшее от латинского ornamentum, это слово стало употребляться в русском языке поздней, чем «узор». Перевод звучит как «украшение», что указывает на главную, декоративную, функцию орнамента. Наноситься такое изображение может на предметы одежды, утварь, архитектурные сооружения и даже на тело человека (татуировки).

Сравнение

Итак, не всякий узор определяется как орнамент. Существует один ключевой признак, на который следует опираться, и он хорошо просматривается при визуальном сравнении изображений. В чем разница между узором и орнаментом? Она заключается в том, что части узора могут иметь произвольное расположение, а в орнаменте обязательно присутствует чередование фрагментов, их упорядоченность. У повторяющейся части любого орнамента есть свое название – раппорт.

По характеру мотивов орнаменты разделяются на геометрические, представляющие собой последовательность абстрактных форм:

Антропоморфные, с изображенными фигурами людей:

Зооморфные, стилизующие животный мир:

Растительные, составленные из изображений цветов, плодов и прочего:

Кроме организованности элементов, отличие узора от орнамента состоит в том, что узор может быть создан не только человеком, но и природой. Классический пример – чарующие завитки на окнах, которые можно наблюдать в морозные дни. Орнамент же всегда является творением человека. Расположение элементов такого изображения тщательно продумывается. А воплощение замысла художника нередко происходит с помощью специальных машин.

5 Советов по работе с акрилом по керамике:

Как только закончили использовать маркер по керамике, сказу закрывайте его крышкой, даже если это маленький перерыв в работе

Наконечник может засориться, а так можно этого избежать.
Хранить маркеры надо в горизонтальном положении.
Важно ставить посуду в не разогретую духовку и разогревать, когда она уже там. Иначе она может треснуть от резкого перепада температур.
Акриловые краски полупрозрачные, так что их лучше использовать на белом или светлом фарфоре.
Если хотите, чтобы краска стала менее прозрачной, смешайте ее с белым цветом.

Краска акрила является стойкой к мойке (как к ручной, так и в посудомоечной машине) и микроволновой печке.

Обратите внимание, что эта краска не токсична. Тем не менее, не рекомендуем использовать ее на поверхностях, которые вступают в непосредственный контакт с пищевыми продуктами

Основные цвета хохломской росписи

Исполняется тремя цветами – красная киноварь, золото и черная сажа. На фоне для прорисовки используют зеленый, оранжевый, синий, желтый, голубой. Каждый тон несет свой смысл. Черный — означает глубину вселенной, извечную темноту, бесконечность. Красный – красоту (красна девица, Красная площадь), здоровье, силу, процветание. Золото – характерный знак плодородия, богатства и благополучия. Эти пламенные сочетания не раздражают глаза, приносят красоту, покой и отдохновение.

Верховая роспись

Это искусство живописи заключается в нанесении черного и красных основных цветов на серебряный или золотисто-желтый фон изделия.

Особенность хохломы от других видов заключается в необычном приеме рисунка, при котором участвуют не только пальцы художника, а вся рука.

Мастер одним слитным движением создает долгие штрихи и пластичные мазки ленточного орнамента.

На поверхностях в виде сферы — сахарницы или конфетницы, цилиндра бочонка, самовара или чайника. Для верхового стиля характерны орнаменты «травная роспись или травка», «под ягоду или листок» и «пряник».

Хохлома на фоне

Фоновое написание отличается тем, что художник тонкой кистью наносит контур будущего рисунка. Кисть мастер держит фалангами пальцем почти вертикально к поверхности предмета. Легко прикасаясь , слегка вращает по направлению к себе. Затем фон закрашивается красным или черным цветом. А сами мотивы рисуются поверх фона. Золото только выглядывает в силуэтах цветов, птиц и лошадей, изгибах травинок. Это очень трудоемкий процесс, такие изделия дорогие, их обычно делают на заказ. Разновидностью «фонового» рисунка,  является «Кудрина». Золотые кудри завитков очень эффектно выглядят на черном или красном фоне столовых сервизов, чайных пар, ваз и панно.

Составление проекта во втором классе

Сегодня в учебной программе часто используют такой метод обучения, как составление проектов. Например, второклассникам на уроке математике предлагается такой проект: «Узоры на посуде и орнаменты: форма, чередование элементов, правило их расположения друг за другом».

Сначала ученик должен дать определение словам «узор», «орнамент», «геометрические фигуры», «барельеф». Затем поясняется, какими могут быть орнаменты.

Излагая материал далее, дети выделяют узоры из сочетаний точек и сплошных, зигзагообразных либо извилистых линий. Описывая те или иные узоры на посуде, фотографии которых предоставляются в проекте, ребёнок отмечает, выполнены они красками или имеют вид барельефа.

Что такое орнамент? | Культура

Стихотворение из фигурок

Узоры и орнаменты — это целый мир, загадочный и удивительный. На них можно смотреть долго и всякий раз замечать новые нюансы. Что такое узор — это понятно многим. Так называют рисунок, в котором сочетаются между собой линии, краски, фигуры. Иногда идею подсказывает сама природа — достаточно вспомнить морозные веточки на зимнем окне. Однако не каждый узор можно назвать орнаментом. Интересно задуматься, в чём же заключается различие.

Орнамент — это особый узор. Он состоит из элементов, которые ритмично повторяются и чередуются друг с другом. В результате образуется орнаментальный ряд. Это своего рода нарисованное стихотворение. В нём могут присутствовать самые разные изображения. Но, как правило, они очень обобщённые и схематичные. Не всегда их легко узнать.

Вряд ли возможно точно сказать, где и когда был придуман первый орнамент. Но совершенно очевидно, что произошло это много тысячелетий назад. Люди старались осмыслить и запечатлеть окружающую действительность. Первоначально роль орнаментов не сводилась к чистой декоративности. Это были отражения быта людей, их религиозных воззрений и наблюдений за природой.

Красочный фольклор

Устойчивые орнаменты складывались с древних времён. Их форма оттачивалась многими поколениями и часто затем существовала в неизменном виде на протяжении столетий. У каждого народа есть своя система орнаментов. Она порой настолько самобытна, что её сложно спутать с другой. Орнамент становится тем признаком, по которому определяется принадлежность предметов к определённому времени и той национальной традиции, в рамках которой они были созданы.

В некоторых культурах схематичное и условное отображение действительности было ведущим — например, у народов Азии и Африки. Там искусство орнаментов достигло большого развития. Если понимать значения отдельных символов, то причудливые картинки можно читать. Постепенно декоративная составляющая вышла на первый план. Изначальный смысл многих узорных мотивов порой забывался

Однако их выразительность по-прежнему привлекала внимание

Нарисованная гармония

Орнаменты не являются самостоятельными произведениями — они украшают собой поверхности предметов. Очень отчётливо это прослеживается в декоративно-прикладном искусстве. В оформлении архитектурных сооружений тоже нередко присутствуют орнаментальные мотивы. Ритмичные узорчатые цепочки организуют пространство и объединяют отдельные элементы. В результате композиции обретают завершённость и целостность.

Орнаменты, при всём их многообразии, можно разделить на группы. Некоторые мотивы состоят из линий, кругов, ромбов и других абстрактных фигур. Такие орнаменты называют геометрическими. Встречается и несколько иное: начинают мерно чередоваться цветы, листья, плоды, ветви. Это растительные орнаменты. Иногда на сцену выходят стилизованные изображения животных — как реальных, так и сказочных. В этом случае говорят о животном, или зооморфном орнаменте.

Разновидностей может быть много. Нередко используются фигурки людей, а также всевозможные предметы. Встречаются даже надписи. Художники часто придумывают свои, авторские орнаменты. Словом, многообразию нет конца. Но везде — ритмичность, подобная смене времён года, дня и ночи. Это с древности навевало мысли о мировой гармонии. Возможно, поэтому орнаменты так любимы до сих пор.

Разновидности трафаретов

Такой материал, как трафарет имеет несколько интересных разновидностей:

  • однотонный – самый распространенный, когда на нужную поверхность наносится какой-то один определенный цвет;
  • многоцветный – помогает создать великолепный рисунок, имеющий несколько цветовых оттенков, однако для его использования потребуется сноровка и несколько тренировок, так как понадобится достаточное многообразие различных трафаретов, следовательно, и красить придется, накладывая один поверх другого;
  • объемные для стен – наносится при использовании специальной шпаклевки, при этом толщина должна быть не больше 3 миллиметром, помогает создать ощущение бархатистой поверхности;
  • обратный трафарет – краску необходимо наносить за пределами контуров рисунка, так как это дает возможность получить эффект подсветки, подходящий для достаточно темных оттенков вашей спальни.

Для более подробного изучения материала недостаточно знать только его виды, следует уделить особое внимание выбору самого трафарета, что мы и сделаем. Абажур для настольной лампы — пошаговая инструкция для начинающих с фото примерами

Абажур для настольной лампы — пошаговая инструкция для начинающих с фото примерами

История возникновения промысла

Есть много легенд о том, как зародился знаменитый хохломской промысел. Первые письменные исторические упоминания о сельце Хохлома датированы шестнадцатым веком.

Зарождение — начало XVII века

Еще при царе Иоанне Васильевиче знали о местечке «Хохломская Ухожея» (ухожея – очищенная от леса земля, приготовленная под пашню (устар.)). Земля была неплодородная. Крестьяне издавна зарабатывали промыслом, вырезая простую деревянную посуду – ложки, горшки, миски, квасники и кувшины в виде птиц, лодий (кораблей)  и зверей. Изделия были без росписи, промазывались для крепости олифой.

Часть крестьян уходила на заработки. Многие в Троице-Сергиеву Лавру, к которой были «приписаны» заволжские земли и села. Там мастера расписывали золотом и киноварью деревянные кружки и ковши, золоченые кубки, подаваемые в престольные праздники.

В начале семнадцатого века в заволжские леса бежали староверы, которых стали называть «кержаки». Они не приняли указ патриарха, и расселились по всей необъятной Сибири, в лесах Зауралья. Многие осели в непроходимых чащобах Заволжья. С собой раскольники везли иконы, старинные письма, книги, предметы утвари. Среди них были и иконописцы, владеющие многими секретами росписи. Чтобы выжить в суровых землях, стали разукрашивать деревянную утварь.

И простенькая кухонная посуда из Хохломы расцвела прекрасными узорами, не оставляющими ни одного человека равнодушным.

Хохлома в СССР

Хохломское производство пережило крушение царской России, много раз приходило в упадок и возрождалось заново. После распада СССР перестали работать многие мастерские. В современной России есть два главных центра производства – это город Семенов – столица золотой хохломы, с фабрикой «Семеновская роспись», предприятием «Хохломская роспись». А также село Семинос и производством «Хохломской художник».

В семидесятые годы мастеров пригласили для обучения в Курск. Так зародилась знаменитая курская ручная роспись. Вначале мастера писали по образцам, а потом проявились свои неповторимые особенности – зеленый фон, золотая кайма. Сочные орнаменты суджанских ковров воплотились в росписях маками и полевыми цветами. Возникли интересные идеи выполнения ваз и сахарниц в форме уточек, петушков.

Роспись синим и голубым по серебряному фону  — творческая находка мастеров из Вологды, стала называться «Северной хохломой». В ее рисунках с традиционной травкой появляются северные ягоды – голубика, клюква.

Пошаговый урок №3

Для выполнения трафарета из следующего урока Вам потребуется Ваша фантазия и любимые старинные броши, серьги или любые другие украшения.

Вам потребуется:

  • броши, серьги или любые другие украшения;
  • карандаш;
  • рулонная бумага (или ватман);
  • пленка (можно использовать пищевую пленку);
  • малярная лента;
  • валик и краска.

1. Положите выбранные Вами украшения перед собой и перерисуйте их на бумагу. Выберите наиболее понравившийся Вам узор. Перенесите рисунок на большой лист бумаги, увеличив его до нужного размера (В данном уроке мы выбрали изображение звезды шириной 60 см). Накройте орнамент пленкой и обведите маркером.

2. Используя острый нож, вырежьте все элементы узора.

3. При помощи малярной ленты прикрепите пленку к выбранному участку стены и при помощи валика прокрасьте трафарет.

Подождите, когда краска высохнет, затем аккуратно уберите пленку. При желании, повторите узор. Готово!

Национальные виды росписи посуды

У каждого народа есть традиционный вид искусства, который передаются от потомков к потомкам и становится со временем целым направлением в искусстве. К таким масштабным стилям относятся:

  • Гжель. Один из самых популярных традиционно русско — украинских видов росписи. Синий, голубой и белый цвет — традиционные для этой техники. Чаще всего это цветочные мотивы, злаки, замысловатые завитушки. Помимо растительного принта в гжели могут быть выполнены и сюжетные рисунки.
  • Хохлома. Ее основой является черный фон, на котором изображены различные рисунки красного, золотого, зеленого цвета. Чаще всего это растительная тематика — ягоды, цветы, грибы. Зачастую на посуде, оформленной в технике хохломы присутствуют абстрактные птицы, собаки. Традиционно роспись выполняется на деревянной посуде, однако сейчас можно приобрести и керамическую посуду в этом стиле;

Прочие техники традиционной русской росписи. В России насчитывается более 20 видов художественной росписи. Все они возникли примерно в одно время в различных уголках нашей Родины. Мезенская роспись, Жостово, Федоскино — все они имеют свою характерную особенность в виде определенной цветовой гаммы, манеры написания и изображенных на них предметов.
Восточная роспись — китайский, японские мотивы обычно выполнены на контрастном фоне: ярко — красный, зеленый, черный, белый. На рисунках присутствуют разнообразные узоры, цветы или герой известных восточных сказаний — драконы, змеи

Особое внимание следует уделить восточным узорам — они имеют геометрическую основу, чаще всего симметричны и имеют сходство с орнаментом — циклично повторяющиеся предметы;

Традиционная узбекская роспись в своей основе кроет тайный смысл — виноградные лозы, деревья — символ плодородия. Сложные, переплетающиеся узоры — знаки цикличности и бесконечности.

Существует множество заводов по изготовлению посуды, которые занимаются в том числе и оформлением в вышеперечисленных популярных техниках росписи. Среди них Гжельский фарфоровый завод, Дулевский фарфоровый завод.

Нанесение рисунков на посуду стало возможно и не в таких крупных масштабах — практически в любом магазине фотопечати есть специальные станки для печати изображений на кружках, тарелках. Такая посуда — отличный сувенир и способ поздравить близкого человека.

Благодаря современной технике, можно самостоятельно создать проект узоров и орнаментов на при помощи специальных компьютерных программ, а уже после воплотить их в реальность.

Из учебника математики

Описание проекта занимает две страницы учебника за 2 класс. Работа относится к разделу «Математика вокруг нас».

Сначала составители учебника напоминают ребятам о том, что все мы постоянно в повседневной жизни используем различную посуду. А потом предлагают присмотреться к этой посуде повнимательнее и найти на ней различные узоры и орнаменты.

Ну а уже потом, на основании своих наблюдений, составить альбом, в котором нужно разместить различные рисунки, чертежи, фото предметов посуды.

Но это еще не всё. Также детям предлагается разобрать посудные орнаменты на запчасти, разобраться с тем, из каких именно элементов они состоят, в каком порядке эти элементы расположены, по каким законам они чередуются.

Готовый проект должен выглядеть как альбом.

Задание понятно? Еще бы! Будем приступать к работе. Для начала составим план.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector