Синим по белому. история гжельского фарфора

Цветовая гамма гжельской росписи

Гжельская роспись изначально выполнялась исключительно синей краской (допускается использование оттенков). Именно такая черта этого вида художественного искусства делает его сложным для исполнения новичками даже в настоящее время. Создать красивый рисунок, используя ограниченное количества цветов колеров сможет далеко не каждый художник.

Основными цветами, используемыми мастерами в рамках гжельской росписи, являются:

  • белоснежный цвет (всегда используется в качестве фонового оттенка, так как не оттеняет контрастную краску, с помощью которой создается основной орнамент);
  • все оттенки синего цвета, наиболее популярными из которых являются насыщенный синий и бледно-голубой;
  • кобальтовый цвет (темный оттенок);
  • белый цвет краски (используется при зеркальной росписи, когда орнамент создается на синем фоне – наоборот, в сравнении с классической гжельской росписью);
  • золотой (современное нововведение художников, стремящихся с помощью благородного оттенка золота расставить акценты на собственноручно созданном изображении);
  • платиновый (используется редко, также для акцентирования внимания зрителя на конкретных деталях орнамента).

Традиционная роспись

И всё же, традиционной признана бело-голубая гжель. Не даром её прозвали «Синь России». Рисунок выполняется специальным красочным составом на основе оксида кобальта кистевым мазком.

Чайник с золотом

Расписанное изделие окунают в белую глазурь и обжигают в печи при температуре около 1400оC. После обжига глазурь становится прозрачной, изделие приобретает глянцевый блеск и твердость, а рисунок проявляется во всей своей красе, играя оттенками цвета от нежно голубого до глубокого синего.

Сервиз, гжельский фарфоровый завод

Иногда, поверх уже обожженной глазури, на кобальтовый рисунок наносят тонкий декор золотом или платиной и снова обжигают изделие в печи.

Особенности гжельской росписи

Гжельскую роспись легко распознать среди других направлений. Её характерный стиль – это синие и голубые узоры на ослепительно белом фоне.

Для нанесения рисунка в качестве краски используется кобальт. Характерный синий цвет он приобретает в процессе обжига.

В изображениях используются геометрические пояски, цветочные узоры и растительные орнаменты. На крупных изделиях можно встретить целые пейзажи и архитектурные сооружения, а также условные изображения фигурок людей и животных.

Ёжик, коровка и лошадка.

Рисунок на керамические изделия наносится вручную при помощи кисти. Это позволяет создавать окисью кобальта изображения со множеством оттенков: от глубокого темно-синего, до нежного голубого.

Лубочная гжель

Этот вид гжельской росписи распространённый в XVIII в. появился когда много мастеров стали проходить обучение на заводе Гребенщикова в Москве. Вся посуда расписывалась орнаментами, выполненными зелеными, желтыми, синими и фиолетово-коричневыми красками по белому фону. Обыкновенно изображали картинки в стиле модного тогда лубка. Часто это была птица в центре рисунка, домик, позже — люди и животные. Теперь такая роспись утрачена.

Кувшины, лубочная гжель

Надглазурная гжель

Самый красивый вид гжельской росписи, он же и самый древний. Это роспись цветными красками, которые наносятся по глазури. Это техника особой сложности и очень трудоемка. Такие изделия проходят три, а иногда и четыре обжига.

Блюдо

С сайта Гжельского фарфорового завода

Чайная пара

Такая гжельская посуда стоит довольно дорого, но азто и выглядит она как будто «из дворца».

Глухой кобальт

Удивительный эффект, когда смотришь на такую гжельскую роспись. Кажется, что это «зеркальное отражение» привычной, белой с голубым гжели. Кобальт покрывает всю поверхность изделия, затем наносится глазурь. После обжига наносится рисунок белой краской и золотом.

Вазочки, кобальт

Белый и костяной фарфор

Фарфор гжели очень высокого качества. Ещё ПётрI и Ломоносов восхищались его белизной. Поэтому на Гжельском заводе выпускают чисто белую посуду или наносят на неё нежный золотой узор. От этого она, кажется, выглядит ещё более белой.

Сервиз «Пион»

Технологические секреты мастерства

В начале XIX ст. многоцветные изображения на гжельских изделиях сменяются знакомой нам сине-белой гаммой. Оказалось, что только кобальтовая краска при обжиге так плотно соединяется с глазурью, что изделие сохраняет цветовую насыщенность надолго.

Теперь процесс производства выглядит так:

  1. Мастера изготавливают будущие изделия сначала из гипса. Эти модели служат формой для отливки керамики.
  2. В форму заливается полужидкая смесь каолина, шпата полевого и кварца, сушится, обрабатывается.
  3. Застывшая фарфоровая масса обжигается начерно при температуре 900 градусов.
  4. Изделия погружают в раствор фуксина, чтобы оттенок розового показал, есть ли трещинки и погрешности на керамической поверхности.
  5. Вновь обжиг, при этом розовый оттенок исчезает.
  6. Художник расписывает почти черной краской – окисью кобальта.
  7. Керамику глазируют и делают окончательный обжиг. Вот тогда из-под глазури проступают знаменитые сине-белые гжельские узоры.

Искусство гжели ценится высоко, поэтому каждый художник ставит на керамике свою подпись.

Развитие ремесла

Точно неизвестно, как возникла лодка. Но история его развития обретает более ясные черты. Известно, что в XVI веке гжельские мастера привезли в Москву запасы посуды, а глина — в Яузскую слободу для гончаров. Мастера Гжели любили посещать местные ярмарки, где знакомились с гончарным и гончарным изделиями мастеров из других регионов страны.

Некоторые искусствоведы считают, что пик развития Гжели и зарождение ее особого направления можно связать с 70-80-ми годами XVIII века. Затем город стал центром русского производства майолики с высоким художественным содержанием. Но особенность кустарного промысла в том, что не только завод занимался популяризацией декоративно-прикладного искусства, многие мастера оттачивали технику росписи Гжели в домашних мастерских.

Активно закупались кувшины, закваски и кумган у местных ремесленников. Блюда были приготовлены как с изображением пейзажей, так и с изображением людей. Мастера Гжели любили готовить блюда с юмористическими рассказами.

Перелом в истории Гжели наступил в 1800 году. Братьям Куликовым из села Володино удалось найти смесь белой майолики. И реакция на открытие была быстрой: через год-два (точной даты нет) здесь открыли фарфоровый завод. Классическим цветом майолики стал считаться синий: контурные изображения он заменил полихромной краской. И дело в элементарной практичности: синий цвет стал чаще появляться на изделиях мастеров, так как имел отличную связь с эмалью.

Другие краски производили больше отходов во время обжига. Можно было бы придумать легенду о выборе доминирующего синего цвета, но без этого прозаического исторического факта невозможно будет сказать, как появилась «та самая Гжель.

Несмотря на внушительную популярность и востребованность, Гжель как искусство может исчезнуть. Если в конце 18 века над картиной работали мастера 50 фабрик, то спустя столетие мастерство оказалось на грани исчезновения. Промышленный поворотный момент, сделавший литье и ручную роспись устаревшими. Из соображений экономической выгоды предприятия перешли на производство технического фарфора. Начали теряться секреты гжельской техники.

И первая половина двадцатого века, с разрухой, войнами, голодом, репрессиями, никак не помогла восстановить древнее ремесло. Для Гжели история рыболовства могла бы так закончиться, но в середине прошлого века случилось чудо.

История промысла

Что такое гжель? Это вид русской , узнаваемый далеко за пределами России. Слово gzhel знают не только искусствоведы и художники. Если попросить иностранца создать инициативный ряд к слову «русский, Россия», то без традиционной и точно не обойдется. Гжелью называют обширный район под Москвой, объединяющий 27 деревень. Их принято называть «Гжельским кустом». Территориально он находится в 60 км от Москвы по ж/д линии Москва-Муром-Казань. Сейчас это Раменский район Московской области, ранее же территория относилась к Богородскому и Бронницкому уездам.

Затем в этой местности наладили производство , вследствие чего был основан фарфоровый завод. Во второй четверти 19 века искусство гжели достигло пика. Описание лучших произведений, выполненных в этой техники, относится к этому периоду. А далее случился спад, обусловленный промышленным реформированием в России, и длительное затишье. Только после Великой Отечественной, благодаря мастерам-подвижникам, гжель, как народная роспись, была реанимирована.

Мода в стиле гжель

Декоративное искусство гжель давно вышло за рамки фарфорово-фаянсовых изделий. Теперь в сине-белом узнаваемом стиле выпускают самую разную продукцию.

Напольная и настенная керамическая плитка для ванных в сине-белой гамме – это модный тренд не только в России. Постельные принадлежности, мебель, картины, скульптуры, обувь, женские сумки и накладные ногти – все украшается бело-синими принтами.

Дизайнеры европейских домов тоже не остаются в стороне, Emilio Pucci, Valentino, Just Cavalli, Cacharel, Chanel и многие другие импровизируют на тему гжели, используя современные ткани и геометрические формы.

Гжель существует уже 6 веков. И сегодня можно быть уверенным, забвение этому виду народного промысла, ставшего высоким искусством, не грозит.

Основные понятия и история возникновения

Живопись Гжели известна не только жителям России и всего постсоветского пространства, но и далеко за ее пределами. Нежные узоры нежно-голубого и темно-синего цветов, нанесенные на тонкий фарфор или белоснежную керамику, стали популярными во всем мире, ведь посуда и другие изделия, оформленные в этой технике, идеально вписываются практически в любой интерьер. Это удовольствие стоит больших денег, как и многие другие популярные поделки, в основе которых лежит ручной труд.

Название техники имеет балтийские корни, но происходит от одноименного русского села, расположенного в ближайшем Подмосковье. Некоторые исследователи считают, что название картины может происходить от прусского слова, буквально переводимого как «куст». Относительно истории гжельской рыбалки сегодня известны следующие факты:

Первое упоминание об этом регионе, который в итоге стал крупнейшим центром гончарного дела, относится к 1328 году, но затем здесь развилось другое ремесло.
Ситуация изменилась только в 17 веке, когда в 1663 году по приказу русского царя Алексия началась массовая добыча местной глины, называемой гжель. В то время основное предназначение сырья сводилось к изготовлению различных аптечных и алхимических сосудов. Девственную белизну фарфорового обжигового материала отметил и известный русский ученый Ломоносов, который писал, что ему нет равных нигде в мире.
К середине следующего века Гжель получила широкое распространение, ее использовали для изготовления посуды, печей и даже игрушек, тысячи которых были экспортированы в Москву и другие крупные города

Но все изменилось после того, как местные мастера начали делать майолику, уделяя особое внимание кувшинам и другим контейнерам для жидкостей. Незатейливые узоры и фактуры с ироничным подтекстом так полюбились и укоренились в народе, что Гжель приобрела иное значение.
К 1812 году на месте села выросло 25 предприятий по производству посуды, изготовленной по особой технологии

На игрушках и других изделиях, уцелевших до нашего времени, можно было увидеть подписи лучших мастеров того времени. В качестве моделей использована тема флоры и фауны, представленная в виде трав, цветов, причудливых птиц, лошадей и других подобных элементов.
Незадолго до этого в другом подмосковном поселке Минино была обнаружена светло-серая глина, из которой впоследствии сделали более дешевый материал — полуфаянс. Полученное сырье было менее стойким, чем терракота, и было довольно грубым. К тому же в то время мастера не ограничивались одной синей краской, используя для своего нанесения другие яркие оттенки и специальные кисти. Со временем в селе Володино удалось найти белую глину для изготовления майолики высшего качества.
Начало производства гжельского фарфора было положено на Куликовском заводе. Его основатель был настоящим поклонником своего дела, учился в другом заведении в Перово. Он работал самостоятельно, наняв нескольких гончаров в качестве помощников. Вскоре они украли секрет ее технологии, открыв собственные фабрики по производству гжельского фарфора.
Расцвет мастерства пришелся на начало 19 века, когда были созданы лучшие образцы за всю историю его существования. Однако уже во второй половине века фабрики пришли в упадок, и все производство было сосредоточено в руках мастера Кузнецова. После революции его заводы были переданы народному хозяйству, после чего ремесло фактически прекратило свое существование.

Занимательная информация

  1. Первоначально гжель была разноцветной, а изделия из нее предназначались для обычного домашнего быта и не считались предметом роскоши. Однако стоимость первых работ была весьма велика, и ее могли позволить себе только обеспеченные слои населения.
  2. Высокая стоимость была связана с тем, что вокруг производства была сохранена большая секретность и этим буквально занимался один человек.
  3. Синеватый цвет изделиям придает оксид кобальта. Сам по себе он черный, но после обжига принимает синеватый или голубоватый цвет. Такая техника была позаимствована у голландцев.
  4. Все приемы росписи и некоторые секреты запечатлены на страницах «Азбуки мазков», которая была создана Александром Салтыковым.
  5. Насчитывается около 20 оттенков синего, который украшает предметы гжели.
  6. Традиционный узор – роза. Она получила название Агашка, так как в XIX веке среди художниц было много девушек по имени Агафья.
  7. При изготовлении каждый предмет обжигается дважды. Второй раз это делается после нанесения глазури и значительно уменьшает изделие в размере.
  8. Именно благодаря этой глазури изделия становятся гладкими и хорошо отталкивают влагу.
  9. Все изделия изготавливаются и расписываются вручную.

Техника выполнения

Главное правило техники росписи Гжель — только ручное выполнение рисунка. В работе художников используются краски белого, синего и синего цветов. Синий цвет используется более чем в 20 оттенках, для майолики используется пентаколор: белый фон, желтый (соли сурьмы), зеленый (соли меди), синий (соли кобальта), вишневый цвет (марганцевая моль.

Набор инструментов художника очень прост: стеклянная палитра для смешивания оттенков, разные типы кистей, шпатели, баночки для смеси оксида кобальта. Классический кобальтовый узор нанесен подглазурной техникой, то есть после нанесения орнамент покрывается белой глазурью и обжигается. Для рисования орнаментов используется особая азбука штрихов, которые у каждого мастера могут быть свои особенности. В основе большинства моделей лежит капельный мазок, с помощью которого изображены листья, стебли, цветы. Теневой штрих — это обратный штрих в одном направлении с переходом от темной тени к светлой.

Самые популярные модели — роза Гжель с широкими размашистыми мазками и птичка.

Гжель традиционной синей краской образует единое целое по форме, продукту и декору. Дизайн подчеркивает форму, придает объем и гармонию, оживляет холодный фарфор. Но именно пластик диктует, каким будет орнамент и его нюанс, что именно выразит художник в готовом изделии.

Тема: вид декоративно-прикладного искусства. Гжель.

ИСТОРИЯ ГЖЕЛИ И ЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Название этого народного промысла связано с деревней Гжель, расположенной в Подмосковье. Место очень живописное, но не плодородное. Долгое время жители этого села пытались посвятить себя сельскому хозяйству. Однако их время было потрачено зря. Все неудачи были связаны с огромным слоем белой глины, которая лежала почти на поверхности. После того, как стало известно о высоком качестве этой глины, о том, что из нее получают превосходный фарфор, возникли народные промыслы, связанные с изготовлением различных керамических изделий. Местные мастера создали не только посуду, но и игрушки для детей.

Самые ранние изделия из керамики в этой области известны с 1320 года.

Бытует мнение, что сначала этот народный промысел назывался «жгель», а затем для удобства произношения перешли на слово «гжель».

Синеглазая посуда, как весною небеса

Содержится в разделах:

Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество 1972

Включает в себя разделы:

  • Гжель. Аппликации 25
  • Гжель. Конструирование, поделки 42
  • Гжель. Лепка, пластилин 21
  • Гжель. Проекты 39
  • Гжель. Рисование 240

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа

Показаны публикации 1-10 из 580. Все разделы | Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами

Новое

Фото

Лучшее

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Сказочная Гжель» Конспект занятия по изобразительной деятельности Подготовительной группы «Соловушка»

Тема:«Сказочная Гжель» Цель: Развитие технических навыков и умений детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности по средствам лепки с использование народного и декоративного…

Мастер-класс по рисованию «Птица в технике «гжель»

Народные промыслы —гжель, хохлома, жостовская, городецкая роспис ь , это бережно охраняемые ценности народной культуры. Их законы и принципы консервативны, но это не ограничивает фантазию современных художников! Мы создаём новые изделия в традиционных техниках. Вазы в гжельской…

История искусства гжели

Характерная роспись в стилистике гжель имеет длинную и интересную историю. На самом деле Гжелью именуется живописный и старинный подмосковный район. Искусство зарождалось на этих землях. Все дело в том, что издавна земля в этом регионе была совершенно не плодородной. Сколько бы пахари не трудились, сколь бы труда не вкладывали, щедрого урожая не получали. А все дело в том, что вместо урожайного чернозема в этих местах пролегал пласт высококачественной белой глины. Первооткрывателями богатейшего глиняного месторождения стали аптекари. Именно для алхимических опытов и приготовления лекарственных снадобий использовалась посуда из девственно-белой гжельской глины.

Создание посуды из гжельской глины

Немногим позже наладилось и масштабное гончарное производство, которое насчитывает более четырехсот лет.

На самом деле, по данным археологических раскопок, еще в начале четырнадцатого столетия в районе реки Гжелки умельцы освоили гончарное ремесло. Это был еще не знаменитый во всем мире гжельский фарфор, но очень практичные и достойного качества гончарные изделия, слава о которых шла по всей округе. Первое упоминание региона датируется далеким 1320 годом.

Часть изделий старинных гжельских мастеров сейчас стала музейными экспонатами

Живописная природа, богатые леса, витиеватые ленты рек, гладь полей вдохновляли народ, живущий в округе на творчество. Издавна местность славилась умельцами, как говорится, на все руки. В районе Гжели изготавливали не только горшки и плошки, но также черепицу, разнообразные изразцы и даже детские игрушки.

Современные мастера создают такие вот оригинальные игрушки-фигурки

К началу восемнадцатого века люди заговорили о керамических изделиях невероятной красоты, расписанных особым способом, доселе невиданным. Так появились первые упоминания о гжели — оригинальном и самобытном художественном искусстве. Постепенно мелкие кустарные артели по производству керамических изделий в русском народном стиле трансформировались в большие предприятия. Неизменно остается главное правило: работа выполняется только вручную.

Появление изысканной гжельской росписи вызвало настоящий фурор
Посуда расписанная гжелью стала появляться в богатых домах

Особенности росписи под гжель

Неповторимость, изящество и невероятную красоту изделиям из гжели придают особенности их росписи. К ним можно отнести:

• Белоснежный фон• Насыщенно-синий рисунок• Глазурирование поверхности• Многообразный и сложный растительный орнамент• Ручную работу

Применение всего двух цветов и неповторимость образов позволяют создавать уникальные шедевры народного творчества, поэтому, двух одинаковых изделий из гжели не существует.

Узор будущего изделия вначале тщательно продумывается, а только после этого, наносится на фарфоровую поверхность. Древние мастера наносили рисунок сразу, без предварительного эскиза. Свое вдохновение они черпали у природы или в картинах народной жизни. Роспись производится раствором окиси кобальта, который после обжига приобретает насыщенно-синий цвет. Его наносят специальными беличьими кисточками.

Существует еще одна разновидность росписи в стиле «гжель», которую называют майоликой. Ее особенность состоит в том, что на белоснежную поверхность наносят не один цвет, а целых пять.

Много веков назад мастера гжели старались отобразить в своем искусстве свое видение окружающего мира, картины городской и сельской жизни, необъяснимые природные явление, свои мысли и фантазии. Основываясь на этом, общую стилистику росписи можно разделить на три основных группы:

• Орнаментальная• Растительная• Сюжетная

Орнаментальный узор оригинален, необычен и в нем можно проследить определенную ассоциацию. Самыми распространёнными орнаментальными узорами являются: капли, усики, травинки, жемчужины, гребенки. Кроме того, по бортику и по кайме традиционно наносится узор «шашечки», который представляет собой цепочку из синих квадратиков.

Растительный рисунок считается классическим для гжели. Он, как правило, достаточно стилизован, но всегда можно отличить одно растение от другого. Чаще всего мастера изображают на изделии из гжели ягоды, травинки, черенки, цветы. Гирлянды из ягод на фарфоре могут легко переплетаться с колосьями пшеницы или буйством цветочных узоров. При этом, ягоды крыжовника легко можно отличить от смородины.

Часто орнаментальная роспись комбинируется с растительным узором.

Сюжетный рисунок появился одним из первых. Он представлял собой картины из жизни, окружавшей мастера. Это могли быть красивые пейзажи, веселые ярмарки, катание на санях, красочные явления природы.

Мастер-класс по рисованию простых гжельских узоров для детей

Чтобы ребенок смог самостоятельно придумывать гжельские узоры, ему следует освоить способы создания простейших видов орнамента.

Ситчик

Для создания такого узора ребенку понадобится кисточка с длинным тонким ворсом.

Рисовать ситчик рекомендуется так:

  1. Предварительно поместив небольшое количество краски на палитру, слегка смоченной в воде кисточкой набрать на кончик пигмент.
  2. С помощью точных легких касаний рабочей плоскости нарисовать несколько точек на рабочей плоскости, расположив их в горизонтальный или вертикальный ряд, на расстоянии 2-3 см друг от друга.
  3. Смыть остатки краски, после чего аналогичным способом набрать на кончик кисточки пигмент контрастного оттенка.
  4. Слегка касаясь поверхности листа, нарисовать вблизи проставленных точек полукруги, соединив их между собой в крайних точках.
  5. Очистить кисточку от остатков краски, а затем снова набрать пигмент того же оттенка, что и изображенные ранее полукруги.
  6. На расстоянии 0.5 – 1 см от мест соединения полукругов проставить необходимое количество точек, созданных легким касанием кистью бумаги. Плотность этих точек должна быть примерно вдвое меньше основных, нарисованных в п.2.
  7. Заполнить рабочую плоскость выбранным узором или, при желании, сочетать 2-3 типа орнаментов, при этом контролируя, чтобы они не пересекались между собой и были все выдержаны в одной тематике.

Китайский мазок

Китайский мазок считается более сложной техникой гжельского орнамента.

Создавать узоры с его помощью рекомендуется так:

  1. Поместить небольшое количество краски 2 оттенков на палитру, после чего на кисть с тонким длинным ворсом необходимо набрать каждый из колеров.
  2. Далее, определив наиболее удобную точку для дальнейшей прорисовки узора, поставить кисть на рабочую плоскость и не отрывать ее до полного исчезновения краски. Таким образом, будет создаваться плавная потеря насыщенности оттенка, что при подсыхании будет выглядеть максимально естественно.
  3. Когда краски на кисточке не останется, необходимо повторить п. 1 и п. 2, дорисовав, таким образом, гжельский орнамент до конца.

Мазок с тенью

Мазок с тенью считается разновидностью китайского мазка. Он предполагает наличие широкого диапазона оттенков базовых цветов, наносимых на рабочую плоскость круговыми разворотами толстой кисти.

Гжель роспись для детей, техника мазок с тенью.

Алгоритм создания орнамента таким образом выглядит так:

  1. Взять кисть, размером №8 (также подойдет для данной техники кисть №10), конец которой должен быть прямоугольным.
  2. Набрать на конец кисти краску так, чтобы у края ворса слой колера был плотнее, чем в середине.
  3. Разместить ворсовую часть кисти на рабочей плоскости, после чего, не отрывая рабочий инструмент от поверхности листа бумаги, изобразить необходимый элемент росписи.

Для удобства прорисовки рисунков мазками с тенью кисть следует держать 3 пальцами – большим, указательным и средним. В противном случае сила нажима на рабочий инструмент распределится некорректно, что негативно скажется на внешнем виде итогового изображения.

Роспись Гжель пошаговая

В качестве основных мотивов данного направления росписи выступают растительные и животные орнаменты (птицы, цветы, звери). Давайте попробуем сделать что-нибудь в стиле Гжельская роспись – как рисовать орнамент на тарелке.

Инструменты и материалы:

  • Глиняная тарелка белого цвета, не покрытая глазурью,

Краски

Кисточка

Простой карандаш

Итак, для начала рисуем схему будущего рисунка простым карандашом. Рисунок будет состоять из простого орнамента и большого цветка в центре тарелки.

Кайма, или бордюр, рисуется без предварительного нанесения карандашом. Это может быть волнистая линия с точками, проставленными в каждом втором углублении («волне»).

Чтобы нарисовать цветок, делаем отметку в центе тарелки.

Лепестки розы рисуются мазками с тенью. Именно с бутона начинаем нашу роспись. Потом переходим к прорисовыванию лепестков. В итоге у нас должно получиться вот такое изображение:

Кайму можно сделать такую или попроще, в одном из таких вот стилей:

Итак, Гжельская роспись (картинки которой вы уже изучили вместе с нами) — это несложно и очень красиво. А еще доступно даже детям, особенно если на помощь им придут терпеливые родители. Рисуйте вместе, и у вас все получится, даже расписывать в такой технике посуду или маленькие сувениры.

Испокон веков гжель являлась одной из самых красивых росписей. Название появилось благодаря обширному району под названием «Гжельский куст», расположенному примерно в полутора километрах от Москвы. В основном, гжель включает в себя холодные цвета, как правило, это чёрный, синий, голубой. Гжелью принято расписывать посуду, сервизы, керамические статуэтки, в последнее время появилась тенденция раскрашивать ногти под гжель. Если вы новичок в данной сфере, я покажу вам, как рисовать под гжель с инструкцией в картинках.

Теперь вы знаете несколько элементов. Я покажу вам, как поэтапно рисовать роспись под гжель.

Вдохновляем и вдохновляется на занятии

Чем вдохновить ребенка к работе? Увлекательно рассказать, показать готовое декоративное изделие. Например, такой чудесный поднос. По нему можно изучать разные элементы росписи – розу, листики, травинки, бордюры и другие мотивы.

После сушки «тарелки» нужно разложить на выставочном стенде. Конечно, в итоге они будут далеки от предложенного эскиза, и мазок вряд ли получится идеальным. Их ценность в том, что ребенок постигает новое, и нужно научить его не бояться применять свои навыки. То есть ни в коем случае не критиковать и, тем более, не подшучивать. А еще очень ценно, когда ребенок в последующей жизни сталкивается с гжельской росписью, узнает ее и знает название.

В чем польза такого рисования для детей? Занятия по гжели:

  • дают понимание искусства и его видов, вызывают интерес к нему;
  • приобщают детей к русской культуре;
  • учат делать красоту своими руками;
  • дают практические умения по росписи;
  • формируют настойчивость, усердие и желание довести дело до конца;
  • развивают эстетический вкус;
  • улучшают мелкую моторику.

Но главное, роспись позволяет выявить творческие и художественные способности ребенка, развить в нем тягу к творчеству. Не обязательно струны детской души заденет именно гжель. Это может быть хохлома, городецкая роспись. На тему практически каждого народного промысла есть стишки для детей. Иногда малышей цепляют именно они, иногда – будоражащая история или география искусства. Переиначу и скажу, что пути искусства неисповедимы, а наша задача – ненавязчиво их показать.

История промысла

Первые официальные упоминания о регионе обнаружены в Духовной грамоте Калиты, датируемой 1328 годом, однако доказано, что Гжельские поселения существовали и активно занимались различными ремеслами еще в 11 веке, хотя гончарное ремесло в официальный список повинностей перед государевым двором не входил. Главным поставщиком гжельской глины и готовых изделий «аптекарских нужд» регион стал только в 17 веке при царе Алексее.

Главным отличием гжельской росписи является ее самобытность и индивидуальный стиль. В начале это были лепные игрушки и предметы быта с красивой и яркой майоликой, но постепенно искусство и мастерство развивались, становились более совершенными. Появились декоративные блюда и наборы посуды, высокие кумганы с дисковидным туловом. Малая пластика в виде кухонной утвари и игрушек также получила большой распространение, покоряя своими незамысловатыми рисунками и картинками, пейзажами, цветочными орнаментами.

С 19 века на территории Гжели налажен выпуск полуфаянса, ставшего переходным периодом от традиционной майолики к тонкому фаянсу и фарфору. В качестве украшения использовалась характерная подглазурная роспись насыщенных синих оттенков, монохромные рисунки, полихромный надглазурный рисунок, обилие золота и уникальное кобальтовое фоновое крытье.

Особую известность получили изделия, производимые на заводах Тереховых, Барминых, а также Братьев Кузнецовых, Киселевых, Жадиных, Тулиных.

Изделия

Подсвечник – «Жар», икорница «Жар-птица», тарелка гжель, фарфор – «Люкс», «Классик», блинницы.

Посуда из гжели отличается не только орнаментом, но и огромным выбором форм: чайные пары, различные сервизы, кофейные наборы, заварочные чайники с чашкой и расписной ложкой, цветочные вазы, разделочные доски, сахарницы, розетки разных форм и размеров, блюда и блюдца, самовары.

Сувениры в виде  шкатулок, фигурок животных, подносов, сказочных героев;  пасхальные яйца, матрешки, колокольчики, листок календаря, пивная кружка.

История возникновения гжельских узоров и орнаментов

Гжель (роспись для детей может создаваться обычными красками на любой поверхности) – это название одного из регионов Подмосковья. Изначально в этой области территориально располагалось несколько деревень и поселков, жители которых были мастерами гончарного искусства. Именно поэтому первые гжельские росписи наносили на глину, добываемую в указанной местности. Первые упоминания о рассматриваемом виде изобразительного искусства датированы 14 веком (ориентировочно 1328 г.).

Его отличительной характеристикой является ограниченное использование цветов (1 оттенок на белоснежном фоне)

На развитие народного промысла оказывал большое внимание спрос потребителей, так как на вырученные с продажи расписанной посуды деньги, гжельцы кормили свои семьи. Пика своего развития и популярности гжельская живопись достигла в 18 веке, когда с ее помощью начали украшать не только посуду и предметы декора жилых помещений, но и игрушки, статуэтки и памятные сувениры. В этот период роспись стали в основном наносить на фарфор и фаянс

В этот период роспись стали в основном наносить на фарфор и фаянс.

В начале 20 века наблюдается сдержанность в развитии гжельского промысла. Это связано с угнетением заводского производства из-за национализации предприятий советской властью. Активное восстановление рассматриваемого вида художественного искусства заново начинает набирать популярность только с конца 20 столетия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector