Гжельская роспись

История искусства гжели

Истоки росписи лежат в старинном подмосковном районе, который славился своей неплодородной почвой. Сколько бы пахари ни трудились на ней, богатым урожаем матушка-земля не радовала. Причина скрывалась в том, что вместо чернозема на этой территории располагался пласт белой глины высокого качества.

Первыми открывателями месторождения стали аптекари. Для проведения опытов в области алхимии и создания лечебных настоек они пользовались посудой, слепленной из белоснежной глины.

Чуть позже в Гжели наладили гончарное производство, которое радует людей красивой продукцией более четырехсот лет. Наименование села происходит от слова «жечь». Существует версия, что изначально ремесло называли «жгель». Впоследствии для собственного удобства люди поменяли буквы местами и получили «гжель».

Однако согласно археологическим раскопкам, еще в начале четырнадцатого век в районе речушки Гжелки местные умельцы освоили гончарное производство. Это был знаменитый на весь мир гжельский фарфор.

Изделия отличались практичностью и высоким качеством. Впервые упоминание о регионе встречается в летописях, датированных 1320 годом.

Красивая природа, гладь полей, плеск волн, лесная дубрава – все это вдохновляло обитателей Гжели на занятия искусством. С давних времен местные мастера прославляли небольшое поселение керамическими изделиями. Причем изготавливали не только чашки и горшки, но и черепицу, изразцы и детские игрушки.

Майолика

В 1724 году на дороге, ведущей в Гжель, Афанасий Гребенщиков организовал первую фабрику по созданию продуктов Зенина. Существует версия, что их получали из Китая. Изделия представляли собой пористые майолики большого размера, созданные и эмалированной глины яркой расцветки.

Гончары из Гжели доставляли промышленнику сырье и одновременно создавали вещи на заводе, изучая правила технологического процесса. Изначально ассортимент продукции был скудным. Фабрика специализировалась на изготовлении трубок для табака и плитках. Затем начали создавать столовые принадлежности и фигурки небольшого размера.

В 1757 году после смерти Гребенщикова, в производстве наметился спад и к 1770 оно полностью прекратило свое существование. Однако к этому моменту в Гжеле уже появились собственные мастера, специализирующие на изготовление майолики. Их продукция пользовалась невероятным спросом.

Все изделия ремесла можно условно классифицировать на три категории:

  • Дешёвая посуда.
  • Дорогостоящие сосуды. Их использовали для декорирования стола и интерьера.
  • Мелкая пластика: фигурки животных и статуэтки, передающие бытовые сюжеты.

Наибольшим спросом у потребителей пользовались кувшины в форме клюва под названием кумганы. Майолики окрашивали жидкой эмалью. Сначала мастер с помощью темных красок очерчивал контур картинки. Затем рисунок закрашивали фиолетовым, красным, зеленым или синим цветом.

Ремесло требовало от умельцев наносить четкую картинку, поскольку в дальнейшем внести в нее корректировки практически нереально.

Полуфаянс

В начале девятнадцатого столетия на смену майолики, которая требовала серьезных финансовых вложений, пришел полуфаянс. В основе сырья лежала гжельская глина, соединенная с разнообразными примесями.

Красящее вещество наносили на обожжённое изделие, сверху покрывали глазурью и вновь отправляли в печь. Изначально роспись была полихромной, позже ее заменили на голубой оттенок.

Фарфор

Первые изделия из фарфора появились в начале девятнадцатого века. Производство запустил Павел Куличков в 1802 году. Готовый товар он поставлял в Москву, где подобная продукция была в диковинку. Многие конкуренты пытались разгадать секрет успеха Куличкова, выведать технологию производства.

Некоторым обитателям Гжели это удалось и в скором времени на территории населенного пункта появилось сразу несколько мануфактур, выпускавших фарфоровые изделия высокого качества. Часто владельцы мастерских покупали заготовки на заводе Куличкова, а после раскрашивали их под собственным брендом.

Фарфор девятнадцатого века отличается эмпирическим стилем. Гжельцы заимствовали характерные для него формы, но интерпретировали на свой лад. Помимо цилиндрических и яйцевидных изделий мастера создавали кратерообразные чашки с изогнутыми ручками. Самый популярный орнамент – цветы и меандры.

История промысла

Что такое гжель? Это вид русской народной росписи, узнаваемый далеко за пределами России. Слово gzhel знают не только искусствоведы и художники. Если попросить иностранца создать инициативный ряд к слову «русский, Россия», то без традиционной хохломы и гжели точно не обойдется. Гжелью называют обширный район под Москвой, объединяющий 27 деревень. Их принято называть «Гжельским кустом». Территориально он находится в 60 км от Москвы по ж/д линии Москва-Муром-Казань. Сейчас это Раменский район Московской области, ранее же территория относилась к Богородскому и Бронницкому уездам.

Гончарное ремесло развивалось здесь издавна, а с середины 17 столетия в Гжели добывали ценные сорта глины. Тогда природный материал использовали для аптекарских нужд, а есть быть точнее – «для алхимической посуды». До середины 18 века в Гжели делали обычные для той поры изделия – посуду, кирпич, гончарные трубы, изразцы, а еще детские игрушки. Но на экваторе столетия Гжель стала самым мощным в России центром по производству майолики. Даже Михайло Ломоносов писал об уникальной белизне гжельской глины.

Затем в этой местности наладили производство полуфаянса, фаянса, вследствие чего был основан фарфоровый завод. Во второй четверти 19 века искусство гжели достигло пика. Описание лучших произведений, выполненных в этой техники, относится к этому периоду. А далее случился спад, обусловленный промышленным реформированием в России, и длительное затишье. Только после Великой Отечественной, благодаря мастерам-подвижникам, гжель, как народная роспись, была реанимирована.

Подробнее об истории Гжели в нашей статье: История Гжели: от возникновения промысла до сегодняшнего дня

Техника выполнения

Главное правило техники росписи Гжель — только ручное выполнение рисунка. В работе художников используются краски белого, синего и синего цветов. Синий цвет используется более чем в 20 оттенках, для майолики используется пентаколор: белый фон, желтый (соли сурьмы), зеленый (соли меди), синий (соли кобальта), вишневый цвет (марганцевая моль.

Набор инструментов художника очень прост: стеклянная палитра для смешивания оттенков, разные типы кистей, шпатели, баночки для смеси оксида кобальта. Классический кобальтовый узор нанесен подглазурной техникой, то есть после нанесения орнамент покрывается белой глазурью и обжигается. Для рисования орнаментов используется особая азбука штрихов, которые у каждого мастера могут быть свои особенности. В основе большинства моделей лежит капельный мазок, с помощью которого изображены листья, стебли, цветы. Теневой штрих — это обратный штрих в одном направлении с переходом от темной тени к светлой.

Самые популярные модели — роза Гжель с широкими размашистыми мазками и птичка.

Гжель традиционной синей краской образует единое целое по форме, продукту и декору. Дизайн подчеркивает форму, придает объем и гармонию, оживляет холодный фарфор. Но именно пластик диктует, каким будет орнамент и его нюанс, что именно выразит художник в готовом изделии.

Цветовая гамма гжельской росписи

Гжельская роспись изначально выполнялась исключительно синей краской (допускается использование оттенков). Именно такая черта этого вида художественного искусства делает его сложным для исполнения новичками даже в настоящее время. Создать красивый рисунок, используя ограниченное количества цветов колеров сможет далеко не каждый художник.

Основными цветами, используемыми мастерами в рамках гжельской росписи, являются:

  • белоснежный цвет (всегда используется в качестве фонового оттенка, так как не оттеняет контрастную краску, с помощью которой создается основной орнамент);
  • все оттенки синего цвета, наиболее популярными из которых являются насыщенный синий и бледно-голубой;
  • кобальтовый цвет (темный оттенок);
  • белый цвет краски (используется при зеркальной росписи, когда орнамент создается на синем фоне – наоборот, в сравнении с классической гжельской росписью);
  • золотой (современное нововведение художников, стремящихся с помощью благородного оттенка золота расставить акценты на собственноручно созданном изображении);
  • платиновый (используется редко, также для акцентирования внимания зрителя на конкретных деталях орнамента).

Традиционная роспись

И всё же, традиционной признана бело-голубая гжель. Не даром её прозвали «Синь России». Рисунок выполняется специальным красочным составом на основе оксида кобальта кистевым мазком.

Чайник с золотом

Расписанное изделие окунают в белую глазурь и обжигают в печи при температуре около 1400оC. После обжига глазурь становится прозрачной, изделие приобретает глянцевый блеск и твердость, а рисунок проявляется во всей своей красе, играя оттенками цвета от нежно голубого до глубокого синего.

Сервиз, гжельский фарфоровый завод

Иногда, поверх уже обожженной глазури, на кобальтовый рисунок наносят тонкий декор золотом или платиной и снова обжигают изделие в печи.

Особенности гжельской росписи

Гжельскую роспись легко распознать среди других направлений. Её характерный стиль – это синие и голубые узоры на ослепительно белом фоне.

Для нанесения рисунка в качестве краски используется кобальт. Характерный синий цвет он приобретает в процессе обжига.

В изображениях используются геометрические пояски, цветочные узоры и растительные орнаменты. На крупных изделиях можно встретить целые пейзажи и архитектурные сооружения, а также условные изображения фигурок людей и животных.

Ёжик, коровка и лошадка.

Рисунок на керамические изделия наносится вручную при помощи кисти. Это позволяет создавать окисью кобальта изображения со множеством оттенков: от глубокого темно-синего, до нежного голубого.

Лубочная гжель

Этот вид гжельской росписи распространённый в XVIII в. появился когда много мастеров стали проходить обучение на заводе Гребенщикова в Москве. Вся посуда расписывалась орнаментами, выполненными зелеными, желтыми, синими и фиолетово-коричневыми красками по белому фону. Обыкновенно изображали картинки в стиле модного тогда лубка. Часто это была птица в центре рисунка, домик, позже — люди и животные. Теперь такая роспись утрачена.

Кувшины, лубочная гжель

Надглазурная гжель

Самый красивый вид гжельской росписи, он же и самый древний. Это роспись цветными красками, которые наносятся по глазури. Это техника особой сложности и очень трудоемка. Такие изделия проходят три, а иногда и четыре обжига.

Блюдо

С сайта Гжельского фарфорового завода

Чайная пара

Такая гжельская посуда стоит довольно дорого, но азто и выглядит она как будто «из дворца».

Глухой кобальт

Удивительный эффект, когда смотришь на такую гжельскую роспись. Кажется, что это «зеркальное отражение» привычной, белой с голубым гжели. Кобальт покрывает всю поверхность изделия, затем наносится глазурь. После обжига наносится рисунок белой краской и золотом.

Вазочки, кобальт

Белый и костяной фарфор

Фарфор гжели очень высокого качества. Ещё ПётрI и Ломоносов восхищались его белизной. Поэтому на Гжельском заводе выпускают чисто белую посуду или наносят на неё нежный золотой узор. От этого она, кажется, выглядит ещё более белой.

Сервиз «Пион»

Виды росписи гжель

В 18 веке самой узнаваемой была лубочная гжель. Обусловлено развитие этого вида тем, что многие мастера начали учиться на заводе Гребенщикова в Москве. Посуду расписывали орнаментами с применением зеленого, желтого, синего цветов. Использовались и фиолетово-коричневые краски на белом фоне. Основа изображения – картинки лубка, очень модные в то время. Например, в центре рисунка могла быть птица, люди, животные, домик. Увы, но это ремесло более не развивается, лубочный гжельский промысел можно считать утраченным.

Другие виды гжели:

  • Надглазурная. Древний и очень красивый вид росписи. Цветные краски мастера наносили прямо по глазури. Делать это было сложно, работа трудоемкая. К тому же обжигать изделие приходилось в три, а то и в четыре этапа. Цена такой посуды будет очень высокой, но выглядит надглазурная гжель словно посуда из царского сервиза.
  • Глухой кобальт. Она не очень привычна для традиционного восприятия гжели, но это, тем не менее, самостоятельный ее вид. Некоторые сравнивают глухой кобальт с зеркальным отражением привычной гжели. Мастер покрывает кобальтом всю поверхность изделия, потом наносит глазурь. После обжига на изделие наносится рисунок белой краской и золотом.
  • Костяной и белый фарфор. Еще один прекрасный стиль гжельского искусства: чистой белизны посуда с золоченым рисунком. Золото будто бы углубляет белизну, подчеркивает ее хрупкость и благородность.
  • Традиционная роспись. Бело-голубая гжель – это народный, общепризнанный, самый известный вид промысла. У него есть второе название: «Синь России». Мастер делает рисунок специальными красками на основе оксида кобальта, используя технику кистевого мазка. Уже расписанное изделие нужно окунуть в белую глазурь и обжечь в печи. После обжига глазурь меняет белизну на прозрачность, изделие обогащается глянцевым блеском и прочностью, а рисунок максимально ярко проявляет себя.

Те, кого только начала привлекать гжель, интересные факты росписи пытается найти на просторах интернета. И чаще можно встретить историю, которая, скорее, является байкой. Когда в пик своего расцвета гжельская роспись становилась все более популярной, мастера хранили ее секреты, не выдавая сторонним особенностей техники. Владелец завода даже нанимал немого мастера, который не мог бы разболтать «ноу хау». Но когда заинтересованные лица напоили керамиста, тот без слов умудрился выдать все производственные секреты.

Кафе и рестораны Гжели

Предприятий общественного питания в самой Гжели мало, но голодными путешественники не останутся. Привокзальное кафе есть прямо на железнодорожной станции. Кроме того, если вы отправляетесь в Гжель на экскурсию, то наверняка одним из пунктов вашего маршрута станет фабрика «Синь России». А там и чаепитие с баранками (обязательный элемент программы), и небольшое кафе, где можно вкусно пообедать.

Вообще, в глубине поселений заведения общепита встречаются далеко не так часто, как хотелось бы. Зато вдоль Егорьевского шоссе, в которое переходит Центральная улица Гжели, можно найти большое количество придорожных кафе и небольших ресторанчиков. Это, например, кафе «Семь пятниц» в селе Ново-Харитоново или «Подсолнух» в поселке Электроизолятор. А на 10-м км Егорьевского шоссе прямо на берегу озера расположен небольшой ресторан с незамысловатым названием «У озера». Здесь путешественники смогут подкрепиться блюдами русской кухни, а при желании еще и порыбачить, практически не отходя от столика.

Цветовая гамма гжельской росписи

Гжельская роспись изначально выполнялась исключительно синей краской (допускается использование оттенков). Именно такая черта этого вида художественного искусства делает его сложным для исполнения новичками даже в настоящее время. Создать красивый рисунок, используя ограниченное количества цветов колеров сможет далеко не каждый художник.

Основными цветами, используемыми мастерами в рамках гжельской росписи, являются:

  • белоснежный цвет (всегда используется в качестве фонового оттенка, так как не оттеняет контрастную краску, с помощью которой создается основной орнамент);
  • все оттенки синего цвета, наиболее популярными из которых являются насыщенный синий и бледно-голубой;
  • кобальтовый цвет (темный оттенок);
  • белый цвет краски (используется при зеркальной росписи, когда орнамент создается на синем фоне – наоборот, в сравнении с классической гжельской росписью);
  • золотой (современное нововведение художников, стремящихся с помощью благородного оттенка золота расставить акценты на собственноручно созданном изображении);
  • платиновый (используется редко, также для акцентирования внимания зрителя на конкретных деталях орнамента).

Традиционная роспись

И всё же, традиционной признана бело-голубая гжель. Не даром её прозвали «Синь России». Рисунок выполняется специальным красочным составом на основе оксида кобальта кистевым мазком.

Чайник с золотом

Расписанное изделие окунают в белую глазурь и обжигают в печи при температуре около 1400оC. После обжига глазурь становится прозрачной, изделие приобретает глянцевый блеск и твердость, а рисунок проявляется во всей своей красе, играя оттенками цвета от нежно голубого до глубокого синего.

Сервиз, гжельский фарфоровый завод

Иногда, поверх уже обожженной глазури, на кобальтовый рисунок наносят тонкий декор золотом или платиной и снова обжигают изделие в печи.

Особенности гжельской росписи

Гжельскую роспись легко распознать среди других направлений. Её характерный стиль – это синие и голубые узоры на ослепительно белом фоне.

Для нанесения рисунка в качестве краски используется кобальт. Характерный синий цвет он приобретает в процессе обжига.

В изображениях используются геометрические пояски, цветочные узоры и растительные орнаменты. На крупных изделиях можно встретить целые пейзажи и архитектурные сооружения, а также условные изображения фигурок людей и животных.

Ёжик, коровка и лошадка.

Рисунок на керамические изделия наносится вручную при помощи кисти. Это позволяет создавать окисью кобальта изображения со множеством оттенков: от глубокого темно-синего, до нежного голубого.

Лубочная гжель

Этот вид гжельской росписи распространённый в XVIII в. появился когда много мастеров стали проходить обучение на заводе Гребенщикова в Москве. Вся посуда расписывалась орнаментами, выполненными зелеными, желтыми, синими и фиолетово-коричневыми красками по белому фону. Обыкновенно изображали картинки в стиле модного тогда лубка. Часто это была птица в центре рисунка, домик, позже — люди и животные. Теперь такая роспись утрачена.

Кувшины, лубочная гжель

Надглазурная гжель

Самый красивый вид гжельской росписи, он же и самый древний. Это роспись цветными красками, которые наносятся по глазури. Это техника особой сложности и очень трудоемка. Такие изделия проходят три, а иногда и четыре обжига.

Блюдо

С сайта Гжельского фарфорового завода

Чайная пара

Такая гжельская посуда стоит довольно дорого, но азто и выглядит она как будто «из дворца».

Глухой кобальт

Удивительный эффект, когда смотришь на такую гжельскую роспись. Кажется, что это «зеркальное отражение» привычной, белой с голубым гжели. Кобальт покрывает всю поверхность изделия, затем наносится глазурь. После обжига наносится рисунок белой краской и золотом.

Вазочки, кобальт

Белый и костяной фарфор

Фарфор гжели очень высокого качества. Ещё ПётрI и Ломоносов восхищались его белизной. Поэтому на Гжельском заводе выпускают чисто белую посуду или наносят на неё нежный золотой узор. От этого она, кажется, выглядит ещё более белой.

Сервиз «Пион»

Что нужно для создания узоров на бумаге?

В работе с детьми в абсолютном большинстве случаев традиционные инструменты для создания гжельской росписи (оксид кобальта, шпатели, реагенты и так далее) не используются из соображений безопасности. Юные художники учатся рисовать узоры в этом стиле на бумаге.

Для комфортного рабочего процесса ребенка необходимо снабдить:

  • плотными листами бумаги или белым картоном. Тонкие страницы под воздействием воды и краски деформируются, из-за чего внешний вид всей работы станет значительно хуже;
  • синяя и белая краски. Не рекомендуется давать ребенку больше цветов, чтобы четче сформировать у него представление о гжельской росписи. Для работы подойдет гуашь, масляные краски или насыщенная акварель;

  • кисти (рекомендуется предоставить ребенку 2-3 вида кистей, различающихся друг от друга толщиной);
  • палитра (понадобится юному художнику при смешивании цветов для получения необходимого оттенка синего);
  • емкость с водой;
  • кусок ткани из натуральных материалов (им можно не только вытирать руки, при возникновении такой необходимости, но и корректировать недавно нанесенное на рабочую плоскость изображение);
  • трафареты (особенно актуально, если росписи обучается ребенок младшего возраста, не имеющий навыков изобразительного искусства).

Мастер-класс по рисованию простых гжельских узоров для детей

Чтобы ребенок смог самостоятельно придумывать гжельские узоры, ему следует освоить способы создания простейших видов орнамента.

Ситчик

Для создания такого узора ребенку понадобится кисточка с длинным тонким ворсом.

Рисовать ситчик рекомендуется так:

  1. Предварительно поместив небольшое количество краски на палитру, слегка смоченной в воде кисточкой набрать на кончик пигмент.
  2. С помощью точных легких касаний рабочей плоскости нарисовать несколько точек на рабочей плоскости, расположив их в горизонтальный или вертикальный ряд, на расстоянии 2-3 см друг от друга.
  3. Смыть остатки краски, после чего аналогичным способом набрать на кончик кисточки пигмент контрастного оттенка.
  4. Слегка касаясь поверхности листа, нарисовать вблизи проставленных точек полукруги, соединив их между собой в крайних точках.
  5. Очистить кисточку от остатков краски, а затем снова набрать пигмент того же оттенка, что и изображенные ранее полукруги.
  6. На расстоянии 0.5 – 1 см от мест соединения полукругов проставить необходимое количество точек, созданных легким касанием кистью бумаги. Плотность этих точек должна быть примерно вдвое меньше основных, нарисованных в п.2.
  7. Заполнить рабочую плоскость выбранным узором или, при желании, сочетать 2-3 типа орнаментов, при этом контролируя, чтобы они не пересекались между собой и были все выдержаны в одной тематике.

Китайский мазок

Китайский мазок считается более сложной техникой гжельского орнамента.

Создавать узоры с его помощью рекомендуется так:

  1. Поместить небольшое количество краски 2 оттенков на палитру, после чего на кисть с тонким длинным ворсом необходимо набрать каждый из колеров.
  2. Далее, определив наиболее удобную точку для дальнейшей прорисовки узора, поставить кисть на рабочую плоскость и не отрывать ее до полного исчезновения краски. Таким образом, будет создаваться плавная потеря насыщенности оттенка, что при подсыхании будет выглядеть максимально естественно.
  3. Когда краски на кисточке не останется, необходимо повторить п. 1 и п. 2, дорисовав, таким образом, гжельский орнамент до конца.

Мазок с тенью

Мазок с тенью считается разновидностью китайского мазка. Он предполагает наличие широкого диапазона оттенков базовых цветов, наносимых на рабочую плоскость круговыми разворотами толстой кисти.

Гжель роспись для детей, техника мазок с тенью.

Алгоритм создания орнамента таким образом выглядит так:

  1. Взять кисть, размером №8 (также подойдет для данной техники кисть №10), конец которой должен быть прямоугольным.
  2. Набрать на конец кисти краску так, чтобы у края ворса слой колера был плотнее, чем в середине.
  3. Разместить ворсовую часть кисти на рабочей плоскости, после чего, не отрывая рабочий инструмент от поверхности листа бумаги, изобразить необходимый элемент росписи.

Для удобства прорисовки рисунков мазками с тенью кисть следует держать 3 пальцами – большим, указательным и средним. В противном случае сила нажима на рабочий инструмент распределится некорректно, что негативно скажется на внешнем виде итогового изображения.

Гжель техника росписи

Вся процедура разбивается на отдельные стадии. Этапы росписи гжель – нанесение мазков кистью один за другим, так чтобы цветовой переход четко менял полутона от светлого к темному. Движение производится от центра к краю. Возможен вариант обратного убывания цвета: от темного центра к светлому краю. Контрастные переходы могут чередоваться с постепенной тушевкой. Играют роль следующие нюансы:

  • плотность и ширина наносимого кистью мазка;
  • направление движения ворса;
  • толщина краски на инструменте художника.

Основные стадии освоения техники:

Синюю и белую капли осторожно стягивают друг к другу для получения оттенков. Аккуратными движениями растушевывают полутона

Освоение гжельской росписи включает изучение простого мазка – это перемещение кисти перпендикулярно ворсу. Можно разучить технику рисования волны. Попеременно распределяют усилие нажатием с основания к окончанию инструмента и поворачивают его на 180°. Капли рисуются быстрым убиранием кисти с поверхности изображения, предварительно нажав основанием и поставив точку.

Как сделать трафарет для росписи под гжель?

Создать гжелевый рисунок можно не только на фарфоре. Мотивы этого творчества великолепно смотрятся на разных поверхностях и предметах. Для создания трафарета понадобится:

  • лист бумаги формата А4;
  • краска гуашь;
  • кисти номерами 1,2,3,6,8;
  • шпатель, палитра;
  • вода.

В качестве примера можно рассмотреть роспись тарелки гжель, изображение птицы:

  1. На палитре шпателем размешать краску.
  2. Кисть №8 окунуть в разведенную гуашь, чтобы одной стороной взять больше красящего вещества.
  3. Прислонив мизинец к листу, сделать серпообразный мазок. Он изображает туловище.
  4. Каплевидной техникой и короткими мазками рисуются бедра и начала крыльев.
  5. Волнообразными движениями формируют хвост.
  6. №3 делать обводку крыльев темным оттенком.
  7. Кистью №1 прорисовывают мелкие детали.
  8. Эскиз переносят с бумаги на предмет.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector