Изучаем филимоновскую игрушку с детьми

Символизм филимоновской игрушки

Самое примечательное в филимоновской игрушке, это, можно сказать, ее сила — языческая древность. За все века она не утратила ни одного из своих элементов, которые характеризуют жизнь древних славян.

Каждый рисунок на этой потешке — символ, отражающий крестьянские верования, глубокую связь человека с природой. В элементах росписи почти всегда встречаются два основных мотива: символ солнца и, так называемое «древо жизни» — это узор, напоминающий еловые ветки. Кольцевые линии, которыми украшена вся игрушка, заключают в себе добро и свет.

Не только роспись, но и сами фигурки тоже со смыслом:

  • Барыня

    – это берегиня. Символ домашнего очага, тепла и любви. Олицетворение Матери-природы. Это символ продолжения рода и всего живого.

  • Медведь

    – один из самых почитаемых в славянстве символов — это образ тотемного предка, хозяина, могущество, добро, олицетворение пробуждающейся природы.Медведица с медвежонком — защитница семьи, аналог берегини. Существует поверье, что именно медведица родила первую женщину, отсюда и почитание медведей, как покровителей не только женщин рожениц, но женщин в целом.

  • Олень

    – тепло и плодородие, защита. Ветвистые оленьи рога символизировали Мировое Древо.

  • Конь

    – символ солнца, воды, плодородия, света, времени и богатырской силы.

  • Всадник на коне

    – это с одной стороны воин, защитник. А с другой это образ солнца и света.

  • Корова

    – благополучие и спасение. Животные с рогами, вообще, почитались в древности: считалось, что они носят на своих рогах солнечный диск.

  • Волк

    – как ни странно, любовь и добро.

  • Петух

    – это сильнейший оберег, свет и солнце, мечта о счастье. Олицетворение наступающего дня. Славяне считали, что петух — вещая птица, что он отгоняет своим криком злые силы, разрушает чары. А вот сидящие друг против друга петухи — обозначали плодородие.

  • Утка

    — женский символ, связанный с культом Великой богини. Это покровитель всех женских ремесел, защитник семьи.

  • Собака

    – верный друг и помощник.

  • Птица

    – это свет и счастье, посредник между мирами.

Все филимоновские игрушки можно разделить на четыре группы:

  • люди;
  • животные;
  • птицы;
  • композиции из нескольких фигур;

Но не стоит думать, что это «законсервированное» ремесло. Со временем филимоновские сюжеты начали пополнятся и современными мотивами, и индивидуальными композициями. Но все это сделано гармонично, без нарушения веками заложенных традиций. Это касается всего: и способа лепки, и обжига, и, конечно, росписи.

Единственное что — современная филимоновская игрушка стала ярче, наряднее и больше (до 20 см. в высоту). Из маленькой свистульки превратилась в малую скульптуру.

Почти все филимоновские игрушки, по сути своей — свисток (не свистят петухи и индюки). И это тоже символично! С помощью такой свистульки наши предки отпугивали злых духов, в него свистели на похоронах, и даже клали в гроб вместе с покойным.

Можете послушать, как «поет» филимоновская свистулька в умелых руках.

Учимся технике

Этот мастер-класс будет интересен не только детям, но и взрослым, интересующимся историей и народным искусством. Освоить элементы росписи не составит труда. Для начала нужно разобраться, какие отличительные особенности имеет именно эта роспись.

Эти цвета выбраны неспроста. Желтый цвет символизирует солнце, зеленый – возрождение жизни и молодость, а красный – символ земли и огня. Можно предположить, что мастера из Филимоново очень любили жизнь и радовались каждому дню. Именно поэтому игрушки получались такими яркими.

Дополнительными цветами являются фуксия и бирюзовый. Нередко можно увидеть барынь в малиновых кофтах или петушков с малиновыми гребнями, а всадников в бирюзовых шапках. Для росписи также понадобятся кисточки разной толщины, так как широкие полоски, как правило, чередуются с более тонкими.

Статья по теме: Как сшить детское нарядное платье: выкройка и мастер класс по кройке и шитью

Когда все будет подготовлено, можно приступать к работе. Для того чтобы понять принцип росписи, следует поэтапно выполнять следующие действия:

  1. Взять толстую кисть, окунуть в желтую краску и провести на бумаге несколько широких полос друг под другом через равное расстояние;
  1. С помощью тонкой кисточки малиновой, красной или зеленой краской сделать тонкие полосы по краям желтой (краски можно чередовать);
  1. Провести полосы посередине желтых и белых полос;
  1. Попробовать сделать и другие узоры, характерные для барских юбок: «веточки», штриховку, косые линии, «солнышко».

Главная особенность этой росписи – полосы желтого и белого цветов являются основными, они задают фон будущему рисунку, поэтому они должны быть достаточно широкие. Все остальные полоски разных цветов делаются тонкими и чередуются.

Также из бумаги можно вырезать шаблон игрушки, чтобы было интереснее и понятнее наносить роспись, особенно детям. Контурный рисунок традиционной игрушки из деревни Филимонова можно скачать и распечатать, перерисовать с монитора или использовать уже готовые раскраски.

Когда роспись на бумаге будет хорошо получаться и напоминать традиционную, можно приступать к росписи глиняной игрушки, например, лошадки. Опираясь на инструкцию и картинки ниже, раскрасить игрушку не составит труда.

Пожалуй, самое сложное – наносить ровные полоски по всему объему. Для этого нужно крепко придерживать игрушку и следить за ровными движениями кисти.

Для росписи понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • игрушка-свистулька в виде лошадки;
  • акриловая или гуашевая краска желтого, малинового и сине-зеленого цветов;
  • кисти разного размера;
  • вода в баночке;
  • тряпка для рук и кистей.

Как раскрашиваем:

  1. Широкой кистью делаем поперек туловища две-три желтые полосы через равные расстояния (должны остаться белые полосы примерно такой же ширины);

Статья по теме: Как сделать украшения на Хэллоуин своими руками из бумаги с видео

  1. На ножках делаем подобные полосы, а затем на шее;
  1. От поперечной полосы на туловище проводит полоски вдоль к хвосту;
  1. Меняем кисть на более тонкую и начинаем рисовать малиновые полоски рядом с желтыми по двум сторонам;
  1. Раскрашиваем мордочку и ушки;
  1. Зеленой краской делаем тонкие полоски в середине желтых и белых;
  1. Оставляем готовую поделку на просушку.

Для детей мастер-класс будет не только развивающим мелкую моторику и восприятие цветов, но и обучающим и познавательным, так как дети узнают много нового о народных промыслах своих предков.

Мастер-класс по филимоновской росписи

Первое, что делают мастерицы, — желтят игрушку. С помощью широкой кисточки (лучше всего взять № 3) нужно нанести жёлтую краску на фигурку. Закрашивать нужно отдельные части тела – человека или животного. Кроме того, можно наносить широкие линии и круги. Та часть свистульки, к которой впоследствии человек будет прикасаться губами, должна остаться неокрашенной.

Следующий этап – нанесение малиновой краски. Её мастерицы называют «малинкой». С помощью кисточки № 1 необходимо нанести узоры – ёлочки и треугольники, круги и прямые линии.

Заключительный шаг – зеленение. Для этого также понадобится кисть № 1. Краска должна быть зелёной или бирюзовой.

Филимоновская игрушка: история

Этому древнему прикладному художественному ремеслу примерно лет 700 по одним данным, и приблизительно 1000 по другим. Как ни крути, и так и эдак – немало. Он зародился в Одоевском районе (в прошлом Белевский уезд Тульской губернии), в деревне Филимоново (отсюда и такое название, в общем-то).

Специалисты считают, что искусство лепки и росписи филимоновской игрушки начало зарождаться еще во времена верхнего палеолита. Этому есть археологические подтверждения: при раскопках в Жемчужниковском и Снедковском курганах и городищах под Одоевом были обнаружены глиняные черепки. По данным археологов эти находки относятся к IX – XI векам. Так вот, на них уже были нанесены знаки и символы, которые сегодня мы видим на филимоновской игрушке.

Лепить такие свистульки — дело несложное, поэтому раньше им занимались, преимущественно, женщины. Девочек начинали обучать этому искусству уже лет с семи, и их называли «свистульки».

В ХХ веке мы чуть было не потеряли этот древнейший промысел навсегда. В 20-х годах он начал умирать, а все из-за того, что торговать филимоновской игрушкой запретили, а без торговли, сами понимаете, какой тут промысел — мастерам тоже надо на что-то жить. Осталось совсем немного мастериц, которые не бросали своего ремесла в ту пору.

Подъем производства начался лишь в 1950-е годы, благодаря вниманию общества к народному искусству. Но настоящее возрождение древнерусских традиций пришлось на середину 80-х годов ХХ века.

Сейчас среди мастеров, создающих эти потешки немало мужчин, а сам промысел широко известен и за пределами Тульского края. А все благодаря стараниям неравнодушных людей.

Занятия росписью в детском саду

Элементы филимоновской росписи для детей не представляют особой сложности. Поэтому малышам будет интересно заниматься этим творчеством на занятиях в детском саду. Конечно, вылепить фигурку из глины малыши вряд ли смогут, но это не проблема! Можно просто нарисовать силуэт традиционной игрушки на листе бумаги.

Для занятия на тему «Филимоновская роспись» в средней группе подойдёт изображение лошадки, кота, петушка. Главная цель такого урока – знакомство с народным творчеством. Ребята смогут ознакомиться с элементами, характерными для росписи, узнать их значение.

Для занятия понадобятся:

  • плакат с разнообразными элементами филимоновской росписи;
  • настоящие свистульки;
  • шаблоны лошадок с уже нанесёнными элементами жёлтого цвета;
  • ватные палочки или тонкие кисточки;
  • гуашь красного и зелёного цвета;
  • палитра;
  • баночка для воды;
  • салфетки.

Как провести занятие? Можно воспользоваться следующим планом:

Начать можно с разговора о народных промыслах в России.
Затем нужно рассмотреть игрушки, дать малышам посвистеть в свистульки

Важно помочь воспитанникам понять, что же значат элементы, изображённые на фигурках.
Следующий шаг – чтение стихов, загадок об этих игрушках.
После всех этих этапов можно начинать роспись шаблонов.
Завершить занятие можно сказкой «Петух и краски», автор которой – Владимир Сутеев.

Занятие «Филимоновская роспись» в старшей группе немного отличается от того, что проводится с детьми помладше

Очень важно провести предварительную работу: посетить экспозицию, где представлены народные промыслы, попробовать самим слепить филимоновскую свистульку

Цели занятия в старшей группе отличаются от тех, что ставят перед воспитанниками помладше. Ребята должны будут совершенствовать своё умение составления узоров, развивать фантазию

Очень важно научить детей проявлять инициативу и самостоятельно подбирать узоры. Чему ещё учит филимоновская роспись? В детском саду она поможет развить мелкую моторику и сенсорную чувствительность!

Для занятия нужно подготовить аудиозаписи – русскую народную музыку, глиняные силуэты филимоновских свистулек, гуашь жёлтого, красного, зелёного цвета. Кроме того, понадобятся кисти, палитра, салфетки и баночки с водой.

Первое, что нужно сделать, – рассказать детям историю филимоновского промысла. Необходимо познакомить ребят с особенностями, характерными для этих свистулек. Следующий этап – знакомство с основными элементами и узорами

Важно, чтобы дети понимали, что именно они изображают на своих работах. Кстати, лучше всего расписывать фигурки под русскую народную музыку

Ход НОД:

Есть под Тулой деревенька Филимоново зовут

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут,

А добро там не простое,

И не злато, серебро,

Филимоновской игрушкой называется оно.

Ребята, как вы думаете, с чем я вас сегодня хочу познакомить? (Филимоновская игрушка). Правильно. Эти игрушки делали мастера в деревне Филимоново. Местность в деревне богата глиной, поэтому – то и родился такой промысел – глиняные свистульки.

Ребята, а как вы думаете, где берут такое количество нужной глины? (ответы детей).

Чтобы глину достать, надо вырыть колодец. Вниз спускаются два человека, зажигают свечу и набирают в ведра глину. Наверх ведра поднимают тоже двое?. Достают глину только зимой. А почему, кто знает? (ответы детей). Летом в колодце нет воздуха и людям нечем дышать.

Ребята, а вы знаете, что глина бывает красная и белая?

Есть такая легенда: вечером, когда никого по близости нет, купается в речке красавица русалка.В волосах у нее 2 заколки: красное солнце и белая луна. Сияют солнечные и лунные лучи, и словно иглы прокалывают землю. Куда солнечные лучи достанут – красная глина, куда лунные – белая глина.

Глина в этих краях очень ластичная и жирная. При просушки филимоновская глина быстро покрывается трещинами, поэтому ее приходится все время заглаживать мокрыми руками, невольно сужая и вытягивая туловище фигурки.

Потом фигурки несли к земляным печам, которые были на окраине деревне в овраге (объяснить как утроены такие печи). Игрушки раскаляются в печи, сначала до красна, а потом до бела.

Вы, может,слышали выражение от взрослых: «Довести до белого коления» Как вы думаете, что означает эта фраза? (ответы детей).

А когда дрова догорят и игрушки остынут, оказывается, что все они стали бело – розовыми и твердыми, как камень.

Филимоновские игрушки, в отличии от дымковских игрушек, не отбеливаются, а роспись наносится на естественный цвет глины.

А вы знаете, что роспись ведется не кисточкой, а гусиным пером? (ответы детей). С кисточки краска на глину не пристает, а с гусиного пера пристает.

Сейчас я предлагаю вам превратить в филимоновских мастеров. Попробуем? (да). Закройте глазки. 1, 2, 3, ребят в мастеров преврати. Открывайте глаза мастера.

Физминутка:

Дети имитирую слова воспитателя.

Мастерам нужна глина, вот они и пошли копать колодец. Копают, копают, устали. Сели, отдохнули и опять копают. Выкопали. Смотрят мастера в колодец и дна не видно. Давайте попробуем бросить камушек в колодец (имитирование звука полета камня в колодце). Вот, 2 мастеров спускаются в колодец за глиной, а остальные ждут их наверху. Спустились мастера и зажгли свечку. Набрали целые ведра глины и стали поднимать эти ведра наверх. А наверху (другие мастера) помогают им. Крутят колесо и поднимаются ведра. Вот и глина есть. Устали мастера, стряхнули пот с лица и пошли домой игрушки делать для детей на праздник.

(Дети проходят за столы на которых лежат эскизы игрушек, краски, кисти и вода) Сели мастера за работу, а чтобы лучше игрушки получились, да узоры не размазывались мастера всегда готовили свои руки к работе.

Пальчиковая гимнастика

В гости к пальчику большому

(пальцы в кулаке, большой палец оттопырен)

Приходили прямо к дому:

(имитация ходьбы пальцами, изображение крыши над головой)

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

(показ соответствующих пальцев)

А мизинчик малышок постучался на порог.

Пальцы в кулаке, оттопырен мизинчик.

Постучать мизинчиками друг о друга)

Вместе пальчики друзья,

Друг без друга им нельзя.

(сжимание и разжимание пальцев в кулак)

А что бы глаза не устали всегда говорили:

Мы на стульчиках сидим,

Во все стороны глядим:

Вправо, влево, вверх и вниз

Посмотри и улыбнись.

Выше глазки поднимай,

Вверх смотри и не мигай.

Нарисуй глазами солнце,

Светит пусть оно в оконце.

Закрывай глаза, дружок,

Ночь шагнула на порог.

Утром снова открывай

Быстро – быстро поморгай.

Отдохнули глаза, подготовили руки, поставили мастера перед собой узоры игрушек, чтобы не забыть и не перепутать (выкладываются элементы узоров на мольберт перед детьми, акцентировать внимание детей на основных элементах росписи филимоновской игрушки). Расписывают мастера свои игрушки и радуются, (дети «расписывают» свои свистульки – игрушки)

Расписывают мастера свои игрушки и радуются, (дети «расписывают» свои свистульки – игрушки).

После окончания работы: 1, 2, 3 – мастеров в ребят преврати.

Сегодня мы с вами сделаем выставку игрушек – свистулек для наших родителей.

Молодцы! Спасибо!

Особенности техники росписи

Грунтовать игрушку не приходилось, ведь при обжиге глина давала ровный цвет.

Мастера использовали анилиновые краски ярких, выразительных цветов. Колористика не самая широкая – красный, желтый да зеленый. Но при этом рисование тройкой цветов (плюс/минус оттенки) в итоге давало пеструю, веселую картинку.

Учиться технике изображения элементов филимоновской росписи можно с малых лет: краски художник наносит последовательно, никогда их не смешивает. Пока не высохнет элемент одного цвета, мастер не перейдет к другому.

Значение цветов:

  • желтый – это солнце, сама жизнь и свет всего мироздания;
  • зеленый цвет означает молодость, возрождение жизни;
  • красный – символизирует землю и огонь, сакральные понятия для человека.

Художницы старались изображать игрушки столь яркими и пестрыми, словно хотели говорить ими о счастье жить, об изначальной установке человека проживать судьбу в радости и благодарности миру.

Образцы, сюжеты, символизм

В основном мастерицы изображали людей, животных, птиц и небольшие композиции.

Типы расписных игрушек:

  • Люди. Барыни и кавалеры всегда с готовой историей: у первых в руках дети или птицы, у мужчин – музыкальные инструменты (часто кавалер представал верхом на лошади). Деталей мало, голова сочленена с шеей, на персонаже – яркий головной убор.
  • Животные. Преимущественно это домашний скот – бараны, коровы, лошади. Все животные с вытянутыми фигурами, тонкошеие, часто отличить зверей друг от друга можно только по форме рогов.
  • Птицы. Также преимущественно домашние – утка, петух, курица, павлин. Шеи у них длинные, конусообразные, головки маленькие.
  • Композиции. Изображались мастерами сюжеты свидания, чаепития, карусели. Чаще это были сцены повседневности, простой жизни. Но встречались и знаковые композиции – например, Георгий со змеей.

Практически все игрушки – свистульки. Музыкальным даром «обделены» только индюки и петухи.

Традиционные узоры и элементы росписи филимоновской игрушки

Элементам росписи филимоновской игрушки присуща символичность, в этом смысле она совпадает с другими народными промыслами России.

Орнаменты просты и незатейливы, но при этом узоры глубоко символичны. Их корни, как несложно догадаться, в язычестве – в искусстве язычество особенно долго сопутствовало христианству.

Изображения:

  • круги с лучами, кольцевые орнаменты с треугольничками – это символы солнца, добра, радости, благоденствия;
  • схематичные веточки и елочки в филимоновой (как еще могут именовать роспись) означают древо жизни, т.е. связь поколений и неустанное развитие.

Птица означала счастье, добрые вести, конь – это богатство, барыня отождествлялась с берегиней и хранительницей очага, всадник – это защитник или землепашец.

Животных традиционно расписывали яркими разноцветными полосочками. Солнышки и растительный орнамент преобладали в росписи, работы часто ассоциировали с детским стилем, но в этой наивности и простоте их прелесть.

Персонажи глиняных игрушек

Филимоновские фигурки делаются не в виде любых персонажей. Количество образов ограничено определенным кругом. Хотя от этого игрушка ничего не проигрывает — разноцветные фигурки поднимают настроение и, помимо этого, несут свою основную функцию.

Филимоновские свистульки обычно выполняются в виде:

  • женщин. Как правило, это барыня, олицетворяющая образ матери, продолжение рода и жизни на Земле. Чаще ее изображают держащей в правой руке младенца, а в левой утку;
  • животных. Медведь — сила и мужественность, а также приход весны (новая жизнь). Корова — сила духа и бодрость, достаток в доме. Олень — счастье в браке, семейное благополучие (хороший подарок на свадьбу и оберег для семьи). Конь — символ бога солнца, ему поклоняются язычники, Коза, баран и бык оберегают от злых духов;
  • птиц. Символизируют пробуждение природы, воскрешение всего живого на Земле. Обычно они изображались рядом с барышней. Уточка — основной символ воды, оберег для ребенка и первая фигурка, с которой начинается обучение лепке. Петушок хранит семейный очаг.

Сначала это был стандартный набор образов, которые воплощались в игрушках. Более поздними считаются еще несколько символических фигур:

  • любота (барыня, танцующая с солдатом);
  • солдат, держащий курицу (символизировал Ивана из сказки, поймавшего Жар-птицу);
  • солдат с лошадью, обозначавший обычную деревенскую жизнь;
  • чаепитие. Этот образ вошел в моду, когда в Туле начали изготавливать самовары.

Отличительные черты

Игрушки из Филимоново — это всегда свистульки. Так как их основным предназначением являлась защита людей от злых духов, то считалось, что отпугнуть их можно свистом. Отверстие для свистка хитрым образом делалось в хвостах животных или птиц. А если речь шла о каком-либо человеческом персонаже, то ему, как правило, в руки «давали» птицу.

Своеобразие игрушек заключалось еще и в отсутствии большого количества деталей. Для фигурок не было каких-то специальных шаблонов — они делались так, как видел их мастер. Но при этом все животные имеют стандартно вытянутое туловище. Порой отличить лошадь от барана или быка помогают лишь рога соответствующей формы.

Специальный орнамент

Узоры, которые применялись для росписи игрушек, появились из язычества. Каждый из них содержит духовную силу, защищающую человека от всего плохого в жизни. Считается, что роспись свистульки уникальна, так как орнамент каждый раз меняется. На фигурках из Филимоново обязательно присутствуют следующие узоры:

  • круг — обозначает солнце;
  • зигзаг — вода;
  • треугольник — символизирует землю;
  • росточки и елочки — знаки жизни.

Цветовая палитра игрушек тоже имеет свою специфику: каждый оттенок имеет свой смысл. В росписи применяют три основных оттенка — зеленый, малиновый и желтый. В редких случаях использовали еще фиолетовую и синюю краски. Одежду у людей, в основном, раскрашивали так: однотонная рубаха с узорами по рукавам, воротнику и поясу, а штаны у мужчин и пышная юбка у дам разрисовывались ярко и даже пестро. На лице только намечали рот и глаза.

Для раскраски животных существовал специальный стандарт: тело и шею его нужно было раскрашивать поперек, а для морды брали красный или зеленый цвет. Для раскрашивания нужны не привычные кисточки, а изготовленные из куриных, утиных или гусиных перьев.

Процесс росписи

Нужно помнить, что очередной слой на свистульку наносится только после того, как полностью высох предыдущий. Обычно расписывать начинают с желтого цвета, затем делают узоры малиновым, а уже потом завершают все зеленым цветом. Часть фигурки, где человек будет прикасаться губами, должна оставаться незакрашенной. Смешивать цвета не принято. Кисточка из куриного пера обмакивается в анилиновые краски, предварительно растертые на содержимом яйца.

Особенно таким игрушкам радуются дети. Причем больше всего их занимает процесс создания свистульки. В процессе освоения изготовления филимоновской игрушки по мастер-классу малыши не только формируют цветовое восприятие, развивают мелкую моторику, но и усваивают много новой информации о промыслах, которыми занимались наши предки.

Ближе к людям!

Кажется, увеличь солдата или павлина раз в десять – и будет арт-объект для международной выставки! Это искусство доступно на разных уровнях – от государственных художественных галерей до раскрасок для детского сада. Заполучить их, кстати, несложно.

  • Украшения к новому году: идеи декора и варианты оформления дома и квартиры к новогодним торжествам (135 фото)

  • Украшение окон — простые идеи и пошаговое описание оформления окон своими руками (110 фото и видео)
  • Торт из памперсов — пошаговое описание создания торта из памперсов. 115 фото и видео создания подарка

Раскраски можно сохранить и распечатать с интернет-сайта фабрики. В сети есть большой выбор шаблонов и презентаций, как с образцами расписанных фигур, так и контурных рисунков для свободного полета фантазии.

Есть возможность и поучаствовать в настоящем производстве – на нем проводятся мастер-классы по лепке и раскрашиванию. Главное – соблюдать аккуратность и расписывать заготовку с каждой стороны поочередно, держась руками только за белый фон.

Иначе можно нечаянно смазать невысохшие полосы и нарядные солнышки. Акриловым краскам требуется время, чтобы подсохнуть. Глиняная заготовка выдается на мастер-классе – слепленная вами просто не успеет высохнуть.

История филимоновской росписи

Свое происхождение она имеет еще задолго до палеолита, так как были найдены древние гончарные черепки изделий, которые датируются именно к IX—XI вв. Более большого распространения достигла в XIX веке, потому как появились уже более качественные акриловые краски, которыми можно было пользоваться для совершенной росписи.

Созданные игрушки-свистульки с филимоновской росписью хранятся в течение длительного времени. Они пережили множество различных событий. Их все лепили и разукрашивали. Начинали мастера из Филимоново это делать поздно осенью и сушили на печках, а затем в феврале и марте их обжигали. Затем брали краски и разукрашивали их. По традиции жители деревни Филимоново игрушками торговали на организованных ярмарках в Пасху и это был один из основных их заработков.

На сегодняшнее время

За последнее время филимоновская игрушка мало изменилась. Однако, в отличие от дымковской игрушки, все фигурки из деревни Филимонова выполнялись в виде свистков, даже барышни и мужички. Отверстие для свистка делалось в хвосте птички или животного, которых держал персонаж.

Игрушки содержали мало деталей. Например, у барыни была юбка-колокол, расширяющаяся книзу. Голова и шея были приблизительно одной толщины, а на голове фигурки женщины красовался головной убор. Фигурки мужчин представляли собой солдат в мундирах, в шляпе и в сапогах.

Расписывают филимоновские игрушки куриным пером, макая его в анилиновые краски, растертые на содержимом яйца. Традиционными были белый, красный (ближе к малиновому) и зеленый цвета. Иногда могли быть использованы фиолетовый и синий цвета. Порой кажется, что роспись несколько небрежная: это из-за структуры пера, которым она производится.

В качестве рисунков могли применяться точки, изображения овальной и круглой формы, полосочки, звездочки, треугольники. У каждого символа было свое значение:

  1. треугольник – земля;
  2. круг – солнце,
  3. елочки и росточки – символы жизни.

Они возвращают нас в языческую древность, говоря о связи природы с человеком. Нанесенные на игрушку символы дарили духовное совершенство и защищали от злых сил. Филимоновская игрушка была не просто развлечением: люди верили, что свисток способен прогнать нечистую силу.

С приходом христианства сакральное значение фигурок было утрачено, и они превратились в элемент украшения и забавы.

Каждая фигурка так же, как и рисунки на ней, имела свое значение. Женский силуэт обозначал Богиню Мать и все образы, которые были с ней связаны: Лада, Берегиня, Весна и т.д. Эти образы несли добро, защищали от болезней и символизировали продолжение рода. Медведь символизировал могущество и оповещал о наступлении весны. Конь в языческие времена почитался как слуга Солнца и обозначал свет и силу богатыря. Птицы символизировали урожай, семейное благополучие, землю. Если фигурка изображала корову, то это тоже был символ плодородия и богатства.

Как видно, игрушки из деревни Филимонова не делались в виде образов, несущих зло. Они пропитаны добром и умиротворением.

Сегодня в городе Одоеве, близ которого расположена деревня, находится мастерская по производству филимоновской игрушки. После того, как игрушка вылеплена, ее обжигают при температуре 950 градусов, а потом приступают к росписи. Ни одна из фигурок полностью не похожа на другую: расписываются они индивидуально.

Первое знакомство и занятия для детей

Изучать народные промыслы с детьми лучше всего в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет). На фоне современных интегративных игрушек и игр художественные глиняные расписные свистульки покажутся необычными и обязательно заинтересуют малышей.

Занятия проводятся в детском саду или дома в несколько этапов и в игровой форме.

Взрослый рассказывает историю филимоновской игрушки в сказочном варианте. Дальше детям показывают разные расписные фигурки

Следует обратить внимание на цвета и силуэты. В конце урока детям интересно будет посвистеть в них.
Следующий урок следует посвятить филимоновским узорам

Взрослый обращает внимание на цвета, характер линий, рассказывает, что они символизируют. Затем для раскрашивания детям предлагается бумажная игрушка. Картинки можно распечатать в виде раскраски (для работы с карандашами) либо от руки нарисовать контур филимоновской свистульки и предложить ребенку нанести узоры красками.
Последующие 2-3 урока отводятся под изучение объемных форм, лепку и роспись красками. Если глины нет, можно попробовать организовать занятие с пластилином. Вместе со взрослым дети делают филимоновского петушка, барыню, лошадку.
В заключение проводится ярмарка или выставка поделок. Хорошо стилизовать событие под старину: с самоваром, баранками, стихами и плясками.

Как нарисовать филимоновскую игрушку?

Впервые ребенку 5-7 лет будет тяжело нарисовать филимоновскую фигурку от начала и до конца. Взрослому следует нарисовать контур на бумаге или вырезать игрушку из белого картона, а также предоставить пример – напечатанную картинку или настоящую игрушку. Непосредственно для работы ребенку понадобятся тонкие кисточки, стаканчик с водой и краски: желтая, красная, зеленая.

Как нарисовать филимоновского петушка?

Взрослый показывает пример расписанного петушка и просит назвать виды узоров

Обращает внимание, как раскрашены голова, шея, хвост птицы.
Детям выдают шаблоны игрушки.

  1. Начинается раскрашивание с желтого цвета. Наносятся круги, полоски.
  2. Следующий цвет – красный. Им раскрашивают гребень и клюв петушка, рисуют узоры.
  3. Последней берут зеленую краску и завершают рисунок.

А вот пример, как поэтапно раскрасить филимоновскую лошадку:

Изучение промысловых игрушек развивает интерес к творчеству у детей, воспитывает любовь и уважение к труду, позволяет узнать историю своей Родины. Их образы просты и понятны. Занятия рекомендуется проводить в старшей группе детского сада и начальных классах школы.

Технология изготовления

Отличительная особенность филимоновских игрушек – вытянутая форма и удлиненные пропорции. Диктовалась такая форма самим материалом, который использовали для лепки. В Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке оседает и сильно трескается. Мастерам приходилось несколько раз поправлять фигурку, каждый раз вытягивая ее, чтобы скрыть все неровности с трещинами. Именно из-за свойств материала и родился фирменный стиль филимоновских игрушек.

Поэтапная технология создания:

1. Сперва лепилась предварительная форма фигурки. Намечали, где будет голова, туловище и ноги. Если человек – то изображали стоя, животных – сидя или стоя на четырех лапах. Далее выравнивали форму, убирали излишки.

2. Потом следовал обжиг, где в процессе мастер поправлял фигурку, разглаживал, добавлял детали. Обожжённая глина из темного цвета приобретала бело-розовый, что позволяло в дальнейшем наносить различные краски без грунтовки.

3. После приступали к росписи. Народные мастерицы использовали гусиные или куриные перья, это позволяло создать тонкие и ровные линии. А краска с перьев отлично ложилась на глину.

Звуки музыки

А еще они музыкальны – многие фигурки имеют собственный свисток и являются оригинальным музыкальным инструментом. А из нескольких филимоновских статуэток можно составить ансамбль. Или даже оркестр.

Если вы приехали на вместительном экскурсионном автобусе – вы сможете проверить это на практике.

Музыкальная индустрия была женским делом – дед-основатель, если существовал, то надежно забылся. Мастерицы начинали обучаться с детства – девочки игрушечницы так и звались “свистульками”. Участие в семейном заработке для детей было важным шагом во взрослую жизнь.

Традиции изготовления игрушки предполагают фантазию. Иначе промысел утратил бы привлекательность и интерес. А он жив и радует людей целое тысячелетие! Просто посмотрите на картинки филимоновской игрушки и проникнитесь оптимизмом многовековой выдержки!

Филимоновская лепка в наше время

Для многих филимоновская игрушка, раскраска глиняных фигурок, имеет историческое значение. В начале 20-го века мастеров филимоновской росписи осталось очень немного. Если бы не появившийся интерес Николая Денисова к народному творчеству в 50-х и 80-х годах ХХ столетия, секреты мастерства навсегда бы ушли в прошлое.

Именно благодаря созданию группы из выпускников Абрамцевского училища и объединению их с потомками филимоновских мастеров, это творчество вышло на новый уровень.

Роспись филимоновской игрушки, а также создание ее глиняной основы занимает достаточно много времени. На протяжении нескольких дней (приблизительно 3-5, в зависимости от размера игрушки) фигурку нужно постоянно выглаживать влажными руками. Это делается для того, чтобы убрать мелкие трещинки, которые возникают в момент высыхания изделия – характерная особенность синей глины.

Только после того как игрушка полностью высохнет, ее отправляют в печь, где она становится красивого белого цвета. И только потом ее начинают разрисовывать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector