Конспект нод по рисованию во второй младшей группе «дымковская игрушка

Ход занятия

Воспитатель: С высокого берега реки Вятка, на котором издавна стоял город Вятка (сейчас он называется Киров, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто легкой дымкой окутано. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали – «дымковская»

Вначале были только свистульки. Всю зиму дымковские мастерицы лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети.

И в наше время в Вятке, которая теперь называется город Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки. Если мы зайдем в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Все это нужно для создания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели и др.

Вылепленные фигурки несколько дней просушивают, потом обжигают в специальных печах. После обжига их белят мелом, разведенном на молоке, затем начинают расписывать нарядными узорами: кружочками, прямыми и волнистыми полосками, клеточками, пятнышками, точками. Краски малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие – пестро и весело, как в хороводе!

Сегодня мы с вами будем лепить дымковскую игрушку – лошадку, как настоящие мастера. Послушайте рассказ К. Д. Ушинского «Лошадка»:

«Конь храпит, ушами прядет, глазами поводит, удила грызет, шею, словно лебедь, гнет, копытом землю роет. Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей—челка, на ногах—щетка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковки стальные. Садись и пошел! За тридевять земель, в тридесятое царство! Конь бежит, земля дрожит, изо рта пена, из ноздрей пар валит».

Воспитатель предлагает детям еще раз рассмотреть дымковскую игрушку— лошадку—и определить, каким способом ее лучше слепить. Уточняет ответы детей и советует попробовать слепить лошадку так, как это делают народные умельцы.

Воспитатель:Сначала нужно создать исходную форму—цилиндр (раскатываем прямыми движениями ладоней). Один конец валика (цилиндра) на треть длины надрезаем стекой, оттягивая образовавшиеся части и делаем из одной части шею с головой, а из другой-ноги. Шею поднимаем вверх, немного изгибаем, чтобы получилась голова.

Ноги делаем из другой части: надрезаем стекой на две равные части, каждую из которых оттягиваем и закругляем. Другой конец валика (цилиндра) слегка вытягиваем, чтобы задние ноги получились такой же длины, как передние.На основе такой же формы можно создать любую фигурку: лошадку, барана, козлика, корову, оленя и пр.

Дети начинают работать, глядя на схему способа лепки лошадки по мотивам народной пластики. Воспитатель показывает основные способы лепки и побуждает детей к самостоятельному творчеству. По ходу занятия помогает детям советами, индивидуальным показам, наводящими вопросами.

А теперь немного отдохнем.

Мы ногами топ-топ! Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг! Мы плечами чик-чик.

Раз—сюда, два—туда, повернись вокруг себя.

Раз—присели, два—привстали. Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два, заниматься нам пора!

Воспитатель предлагает детям долепить фигурку так, чтобы получилась красивая лошадка.

«Дети, давайте оформим вылепленную фигурку, чтобы она стала красивой лошадкой. Рассматриваем со всех сторон и сглаживаем. Гриву и хвост слегка оттягиваем и прищипываем». Можно усложнить детали,вылепив их отдельно: скатать жгутики или валики и сплести из них хвост и гриву; копытца и мордочку фигурки слепить из черного пластилина; скатать разноцветные шарики, сплющить и украсить ими лошадку.

Все вылепленные поделки рассмотреть, выделить наиболее удавшиеся и объединить в коллективную композицию «Веселая карусель».

История возникновения

Расскажу вам как «родилась» дымковская
игрушка, чтобы вы понимали, какую ценность она представляет для туристов и как
на этом можно заработать.

Местом где она появилась впервые
считается город Киров. Много веков назад Русский царь Иван 3 переселил туда
жителей из дальних регионов страны. В то время основными промыслами в искусстве
были поделки из дерева, бересты и глины. Глиняные изделия обладали хорошей
прочностью и могли храниться века. Это способствовало развитию гончарного дела.
Бригады мастеров и семейные артели добывали глину, делали специальную смесь с
добавлением комового мела, лепили и обжигали игрушки, горшки, вазы, посуду.
Часть жителей расписывали изделия из глины красками.

Много лет (около 600) развивалось
дымковское дело. В этом промысле сложились свои традиции. Мастера и художники
черпали образы с природы, обрядов жителей, поэтому дымковская игрушка воплотила
в себя яркие орнаменты.

К началу 19 века слава о гончарных изделиях
из Дымково разнеслась по всей России и за ее пределами. Купцы торговали
дымковскими игрушками из глины с соседними странами. Производство к началу 19
века достигло 200 тысяч игрушек.

В селе Дымково 80 семей занимались
производством игрушек из глины. Над дымковскими изделиями работали семьи
Никулины, Кошкиных, Мезриных, которые известны своим мастерством. Особенно
прославилась мастерица Мезрина Анна Афанасьевна, которая красиво расписывала
свои поделки. Она получила титул лучшей мастерицы дымковской игрушки.

К 20 веку в промышленности стал
применяться гипс. Он оказался дешевле глины, поэтому спрос на дорогие
дымковские изделия стал падать.

Возрождение промысла началось только
после 40-х годов 20 века.

Ход занятия:

-Ребята,у нас сегодня гости,давайте мы с ними поздороваемся.

Д/Игра -приветствие.

Здравствуйте ладошки (хлоп,хлоп,хлоп)

Здравствуйте ножки (топ,топ,топ)

Здравствуйте щечки (плюх,плюх,плюх)

Здравствуйте губки (имитация поцелуя)

Здравствуй носик (пим,пим,пим)

Здравствуйте гости (привееет)

-Ребята,я сегодня получила по почте письмо с загадкой,попробуем отгадать?

У меня большая грива

ушки и копытца.

Прокачу того игриво,кто не побоится.

Моя шерстка гладка

Кто же я (лошадка).

Ай да молодцы ребята,загадку отгадали и теперь лошадка приглашает нас к себе в гости,поедем?

Занимайте места.

Дети встают за модуль тележки

По дорожке белой,гладкой

(все пальцы ритмично «скачут»по столу)

Скачут пальцы,как лошадки.

Цок-цок,цок-цок

Скачет целый табунок.

Ну вот ребята,мы приехали.

ответы детей (лошадка)

— посмотрите,какая она красивая,

это лошадка-игрушка.

ее сделал мастер,чтоб мы могли ею любоваться и она украшала наш дом.

посмотрите,как ее раскрасил мастер:сама лошадка белая,хвост и грива черные,по бокам у нее кружочки,их много,они такие яркие:красные и синие

Ах лошадка какая грива черная

по бокам кружочки

точки,точки,точки.

Мне так понравилась лошадка,что,я тоже решила ее разрисовать (показ рисунка на мольберте)

Вам нравится моя лошадка?

ответ детей.

Какая она?

ответ.

какими цветами я ее раскрасила?

ответ детей

какие узоры я нарисовала?

ответ детей

-Конечно ребята,яркими:красными и синими.

Моей лошадке очень нравится ее наряд и она улыбается.

-а посмотрите,сколько еще грустных лошадок, как вы думаете -почему?

(нет наряда красивого)

-Давайте мы тоже превратимся в мастеров и нарисуем нашим лошадкам красивые наряды? И тогда они тоже будут улыбаться.

Физминутка:

Мы поскачем,скачем,скачем,скачем на лошадке!

Мы давным давно не плачем,все у нас в порядке!

Техника рисования:

Надо взять палочку,обмакнуть ее в краску,и аккуратно приложить ее на бочок к лошадке (показ)

Чтение стихотворения

Ах лошадка какая,грива черная

по бокам кружочки,точки,точки,точки.

-Подойдите ребята к столам,там вас ждут грустные лошадки и украсьте их,чтобы они тоже улыбались.

Художественно-творческая деятельность детей,инструкция по выполнению работы,музыкальное сопровождение.

-рисуйте аккуратно,палочку прикладывайте ровно,чтобы получился красивый круг.

Рассматривание детских работ.

ответы детей.

Какие узоры вы рисовали?

ответы детей.

Чем вы их раскрашивали,какими цветами?

ответы детей.

-Посмотрите ребята,какие красивые, яркие и нарядные получились у вас лошадки. Они уже улыбаются, значит им тоже все нравится.

— Я очень рада за вас,молодцы! все старались,были активные,внимательные и дружные!

А еще лошадкам было бы приятно услышать стихотворения про них.

Дети могут рассказать стихотворение:Ах лошадка. ,Я люблю свою лошадку.

А теперь мы

прощаемся с нашими гостями и отправляемся обратно в детский сад.

По дороге белой гладкой,

скачут пальцы как лошадки

цок-цок-цок-цок

скачет резвый табунок.

Лошадь из полимерной глины

В год лошади сувениры своими руками обязательно принесут удачу. Изготовить их совсем непросто, а интересное занятие обязательно увлечет малыша. Новогодний сувенир лошадь можно сделать из разных материалах. О многих из них мы уже говорили в других мастер-классах. Сегодня подошла очередь полимерной глины. Работать с материалом легко и приятно, во многом он напоминает пластилин, чем и нравится детям. Лошадь из полимерной глины может стать подарком, брелоком или елочной игрушкой – все зависит лишь от Вашей фантазии. В нашем мастер-классе будем делать брелок. Для работы нам понадобится: полимерная глина синего и черного цвета, клей, перья, или нитки, для хвостика и гривы, канцелярский ножик, металлический штифт, основа для брелока. В косметичке любой мамы найдутся тени для век, их можно использовать для тонировки нашей лошадки. Для украшения нашей игрушки мы будем использовать металлическую бабочку. Хотя можно обойтись и без декоративных элементов.

Для начала работы хорошо разминаем полимерную глину синего цвета и скатываем ее в цилиндр.

После этого необходимо полученную заготовку разделить на две, немного отличающиеся по размеру.

Затем берем заготовку большую по размеру, начинаем формировать туловище нашей лошади. Для этого необходимо согнуть заготовку в дугу и немного сплющить ее по всему периметру.

Берем заготовку меньшего размера, слегка загибаем один из ее концов и придаем ему слегка закругленную форму, тем самым формируем заготовку для головы лошади.

Из небольшого куска полимерной глины синего цвета формируем два конуса, они будут ушами игрушки.

Из куска полимерной глины черного цвета формируем два небольших шарика, они будут глазами лошадки.

После того как все детали будут готовы, соединяем их между собой. Получаем такую лошадку.

Чтобы придать лошадке дополнительного блеска, при помощи кисточки наносим на нее тени для век. Лошадка приобретает более интересный вид.

После этого вставляем в холку лошадки металлический штифт и отправляем игрушку в духовку. Запекаем 10-15 минут, при температуре 130 градусов. После того как лошадка остыла, приступаем к ее украшению. Из частичек пера, или ниток формируем хвост и гриву, приклеиваем их к игрушке.

Прикрепляем к гриве талисмана декоративный элемент при помощи клея.

После этого даем клею немного времени для высыхания, прикрепляем основу для брелока. Лошадь из полимерной глины готова.

Ход НОД

Организационный момент.

Психологический настрой

(установление эмоционального контакта)

Дети становятся в круг

Воспитатель: Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

II .Основная часть

Воспитатель. (стук в дверь, воспитатель выходит и заходит с посылкой в руках) Ребята, почтальон вручил мне посылку, а что же в ней, давайте вместе посмотрим.

Дети смотрят и находят дымковские игрушки.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, как они называются?

Дети : Дымковские игрушки.

Воспитатель : Да, эти игрушки называются дымковскими. Их делают мастера из Дымковской слободы. Ой, а здесь есть еще письмо. Воспитатель читает письмо.

Здравствуйте ребята! Приглашаем вас в село Дымково на экскурсию и просим вашей помощи. На ярмарку нужно приготовить много игрушек, а мы — мастера не успеваем в срок. Помогите, пожалуйста!

Воспитатель : Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами? Тогда мы отправимся с вами в страну мастеров,в село Дымково.

Дети : ДА

Воспитатель : А поедем мы с веселыми путешественниками. Звучит музыка «Веселые путешественники» Едут с движениями.

Воспитатель:

Дым идет из труб столбом,

Словно в дымке все кругом,

Голубые дали… .

В село Дымково мы с вами попали! (Демонстрация иллюстраций)

Но прежде чем превратиться в мастеров,нужно вспомнить все что мы знаем о дымковской игрушке и правильно ответить на вопросы.

Беседа по вопросам.

Воспитатель.

-Как называется село, где делают дымковские игрушки? (Дымково).

-От какого слова произошло название села? (дым)

-Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)

-Как лепят дымковские игрушки? (фигурки лепят из целого куска глины,отдельные части прилепляют.)

— Где обжигают игрушки? (в печи)

-На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)

Какие узоры используют для росписи дымковских игрушек? (кружочки, полосочки, колечки, линии)

-Какие цвета используют мастера для росписи дымковских игрушек (Красный, синий, зеленый, желтый, белый)

Воспитатель. Молодцы, вы так много знаете о дымковской игрушке. Ребята, проходим в нашу мастерскую и присаживаемся за столы. Перед вами лежат дымковские лошадки, только мастера не успели их украсить,мы с вами им поможем, используя для этого ножницы и цветную бумагу. Но сначала потренируем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Привезли мы глину с дальнего бугра (взявшись за руки, идут по кругу,

Ну-ка за работу, чудо-мастера (вытягивают руки вперед, в стороны).

Слепим, высушим и в печь (лепят ладошками,

А потом распишем (пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии) ;

Будем мы игрушки печь (лепят ладошками,

Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают).

А в печи — не калачи (машут указательным пальцем,

А в печи- игрушки! (вытягивают руки вперед).

Воспитатель: Ребята, посмотрите какая дымковская лошадка получилась у меня (демонстрация образца) каким узором она украшена? (кружочками, полосками).

Какого цвета бумагу я использовала для украшения? (синюю, красную, черную).

Воспитатель : А другую цветную бумагу можно использовать для украшения лошадки (да, можно).

Воспитатель : Да, дымковскиемастера использовали яркие краски: синие, желтые, красные, зеленые.

Воспитатель. Прежде чем приступить к работе предлагаю немного отдохнуть и превратиться в красивых лошадок:

(физ. минутка)

Цок, цок, цок,

Я -лошадка серый бок,

Посмотри, как я красива,

Хороши и хвост и грива.

Воспитатель : А сейчас приступаем к работе.

Самостоятельная работа детей.

Негромко звучит русская народная музыка. Дети работают самостоятельно. В ходе работы, воспитатель напоминает правила работы с ножницами при выполнении аппликации, закрепляет название геометрических фигур, цветов, элементов дымковской росписи, проводит индивидуальную работу, напоминает технические приемы вырезывания.

III.Рефлексия

Воспитатель : Какие замечательные, красивые лошадки у нас получились. Яркие, нарядные, красивые.

Какие вы все молодцы! Дымковские мастера благодарят вас за помощь! Теперь на ярмарке будет очень много игрушек. В каком селе мы побывали? Как называются игрушки, с которыми мы познакомились? Из чего их делают? Легко ли быть мастером, придумать узор, выполнить работу аккуратно? (Дети высказывают свое мнение)

А теперь ребятки, нам пора возвращаться в детский сад! Под музыку «Веселые путешественники «дети возвращаются в группу.

Лошадка. Дымковская игрушка — НОД по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Роспись дымковский лошадки»

Публикация «НОД по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Роспись…»
НОД по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Роспись дымковский лошадки» Образовательная задача: Продолжать знакомить детей с народным промыслом – дымковскими игрушками, показать процесс их изготовления дымковскими мастерами, яркость и красочность народной…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Роспись Дымковской лошадки»
Цель: учить детей украшать силуэты изделий элементами дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора. Формировать интерес к рисованию. Задачи: Обучающая: учить детей украшать гуашью силуэт лошадки, наносить точки, рисовать круги, волнистые линии. Развивающая: развивать…

Конспект по декоративному рисованию тычком с детьми 3–4 лет «Дымковская лошадка»
Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад № 54 «Теремок» г. Ковров Владимирская обл. Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект по декоративному рисованию «Дымковская лошадка», выполненная в нетрадиционной технике -…

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дымковская лошадка»
Цель: учить детей украшать силуэты изделий элементами дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора. Формировать интерес к рисованию. Задачи: Образовательные: продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством (роспись по мотивам дымковской игрушки. Закреплять…

Лошадка. Дымковская игрушка — Мастер-класс «Лепка по мотивам дымковской игрушки «Лошадка»

Статья «Мастер-класс «Лепка по мотивам дымковской игрушки…»
Мастер-класс «Лепка по мотивам дымковской игрушки «Лошадк а» Описание: данный мастер-класс предназначен для детей подготовительной группы детского сада и начальной школы, педагогов, родителей и просто творческих людей. Назначение: пополнение Центра творчества в группе, игрушка…

Конспект НОД по декоративному рисованию в средней группе «Дымковская лошадка»
Тема: Дымковская лошадка. Цель: Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой. Программные задачи: Образовательные: -учить называть и отображать (использовать в работе) элементы дымковской росписи (круг, кольцо, прямые и волнистые линии, точки); располагать элементы…

Конспект занятия по рисованию ватными палочками во второй младшей группе «Дымковская игрушка — лошадка»
Цель — Продолжить знакомить детей с дымковской росписью; — Формировать умение у детей рисовать нетрадиционным способом, ватными палочками; — Правильно держать палочку, обмакивать ее в гуашь и аккуратно наносить точки; -Развивать эстетическое восприятие Предварительная работа…

Страницы:

Лепим дома. Какого персонажа выбрать

Для лепки годится красная глина, купленная в специализированном магазине, или же добытая собственноручно на садовом участке

Важно хорошо подготовить рабочее место. Понадобятся:

  • клеенка на стол, за которым будет происходить лепка;
  • стакан с водой, которой можно будет смачивать при склеивании детали будущей фигурки из глины или теста;
  • тряпки, которыми можно вытереть руки;
  • деревянная лопатка, для того, чтобы подравнивать получившиеся фигурки.

Выбор персонажа, которого хочется слепить, — дело индивидуальное. Но в дымковской игрушке, как и в любом промысле с традициями, набор героев давно и довольно строго очерчен: дымковская игрушка барыня, всадник на лошади и просто дымковская игрушка лошадка, индюк с огромным хвостом, упитанный поросенок, «олень — золотые рога», петушок, а также всевозможные свистульки.

Материалы для творчества на дому

Изготовление дымковских игрушек дома — это хорошая идея для творчества детей совместно со своими родителями. Самым доступным и дешёвым материалом считается пластилин. Для создания фигурок по традициям села Дымково логичней было бы применять именно белый материал. Но так как пластилин обычно продаётся целыми наборами, которые включают в себя большое количество цветов, можно смешивать их вместе и лепить из них красивые фигурки.

Готовую фигуру обычно покрывают грунтовкой, лишь после её высыхания можно приступать к раскрашиванию. В традиционном методе создания игрушку не покрывают лаком, а оставляют ей матовую структуру. Если же вы используете при создании нестойкие краски, есть смысл дополнительно их закрепить.

История происхождения дымковской игрушки

Глина — это особый материал, который отличается своей пластичностью в сыром виде, а также она приобретает высокую прочность после обжига. Из-за таких характеристик материала изделия из глины пользуются широкой популярностью с глубокой древности и до нашего времени. В давние времена посуду и фигурки из глины создавались почти в каждом регионе нашей родины.

При этом в каждой местности были свои формы фигуры, авторские традиции декорирования и росписи полученных игрушек. Село Дымково (Кировская область) на всю страну стало известно своими искусными мастерами, которые создавали небольшие яркие игрушки, издающие разные звуки. Любопытно то, что традиционную игрушку изготавливали не для развлечения детей, а для защиты своего дома от нечистой силы.

В старину думали, что нечисть очень боится громкого звука. Именно по этой причине в те времени все игрушки могли свистеть, греметь и издавать звуки. Создавали их традиционно к празднику Свистопляски, во время которого люди изгоняли злых духов и веселились всем селом.

Особенности игрушек от мастеров

Сегодня в самом селе Дымково можно найти не только погремушки и свистульки, но и простые игрушки в виде статуэток, которые не могут издавать никаких громких звуков. Главной особенностью такого изделия считается сравнительно небольшой размер. Мастера, которые остаются верны древним традициям, изготавливают чаще всего фигурки птиц (индюков), животных (олешек), барышень, а в некоторых случаях и мужчин.

Впрочем, можно встретить и более сложные по форме изделия: женщины, держащие в руке каравай, либо добрые молодцы верхом на красивой лошади. Простой узор и небольшое количество расцветок во время росписи конструкции — это то, чем в большинстве своём и отличается игрушка.

Можно создать лошадь из пластилина своими руками в стиле такого народного промысла. Делается это довольно легко: форма фигурки должна отличаться своей простотой в исполнении, а для росписи готовой продукции применяют простые точки и линии. Стоит отметить, что при традиционном создании фон обязан быть белого цвета, но сегодня очень часто можно встретить игрушки, которые раскрашиваются в различные цвета.

Самый уютный стиль елочного наряда

В современное время всё более популярным становится рукодельный стиль в украшении праздничного дерева. Это неудивительно, ведь Новый год – праздник семейный, который должен нести в дом покой и уют, объединять семьи вместе, а такая важная деталь, как елка, очень сильно способствует созданию нужной атмосферы в доме.

Кроме того, предновогодняя подготовка – прекрасная возможность провести время вместе с семьей и детьми, увлечь их процессом создания новогодних игрушек своими руками и последующим совместным украшением дерева. Как же украсить елку на Новый год в 2021 году, сделав украшения своими руками?

Идей для этого может быть огромное множество. Возможно, у вас есть хобби, которое поможет изготовить интересные елочные игрушки ручной работы. Шитье и вязание – самые распространенные способы изготовления игрушек, но также можно использовать и другие, необычные методы.

Съедобные украшения своими руками будут одним из самых приятных способов нарядить праздничную елку для ребенка, ведь это не только занимательно и красиво, но ещё и вкусно.

Небольшое имбирное печенье разной формы, покрытое кондитерской глазурью яркого цвета, конфеты в блестящих обертках, шоколад – всё это поможет вам необычно украсить ель, только не забывайте о том, что шоколад, дополнительно подогреваемый новогодними гирляндами, имеет свойство быстро таять. Поэтому дерево, наряженное таким способом, вряд ли простоит у вас все праздничные дни.

Дары природы

Можно начать готовиться к празднику заранее, с начала года, собирая какие-либо предметы, которыми вы потом украсите ель. Это могут быть сушеные фрукты, ракушки, шишки, цветы из гербария, которые перед праздником нужно покрыть лаком и блестками.

Из природного материала можно изготовить очень красивые и необычные новогодние игрушки своими руками.

Ваше увлечение

Коллекционирование – ещё одно хобби, которое может помочь вам в создании необычного наряда для хвойной красавицы. Если вы собираете какие-либо предметы – марки, монетки, значки, то можно использовать их в оформлении праздничного интерьера.

Ход занятия:

-Здравствуйте, дорогие дети, прошу ко мне, на ярмарку — свистунья!

-Издавна на Руси люди любили ярмарку. Ярмарки были очень весёлые: с плясками, шутками, пряниками да пирогами, а главное, игрушками.

-А как на Руси водится: «Вместе дело спорится, а врозь — хоть брось»

-А кто ещё знает русские народные пословицы «О труде!»

-Каков мастер, такова и работа.

-Не будет скуки, когда заняты руки.

-Делать наспех — сделать насмех.

-Недаром говориться, что дело мастера боится.

-Упорство и труд — всё перетрут.

-Кто первый в труде, тому слава везде.

«загадки»

Хвост узорами,

Сапоги со шпорами,

Очень рано встаю,

Детям спать не даю.

(Петух)

Загадки

Кофточки цветные,

Юбки расписные,

Шляпы трехэтажные —

Статные и важные.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Ты зачем рано встаешь

Да и громко поешь?

Зачем громко поешь,

Детям спать не даешь?

Свинка Ненила

Сыночка хвалила:

— То-то хорошенький,

То-то пригоженький!

Ходит бочком, ушки торчком,

Хвост крючком, нос пятачком!

«Мастерская»

-Мы побывали с вами на ярмарке, а теперь приглашаю в мастерскую.

-Посмотрите,какое у нас тесто: мягкое, волшебное, податливое, в добрых руках превращается в интересные фигурки.

-Мы будем лепить коней.

По шаблону вылепливаем лошадку.

Начинаем с головы

-Лепим туловище, задние и передние ноги. Из этого куска лепим, хвост и не забудьте прищипнуть уши.

Дети: мягкое, податливое, белое, послушное, липкое.

Воспитатель: -Конь какой?

Дети: красивый, гордый, добрый, весёлый.

Воспитатель: -Дымковские игрушки какие?

Дети: нарядные, красивые, праздничные, весёлые, декоративные, радостные, расписные.

Воспитатель: -Ой, мастера вы мои молодые, помощники мои золотые, притомились, устали, зато какую работу проделали. А ну-ка, все ко мне!

«Ритмичные движения»

(Звучит музыка, дети выполняют соответствующие движения, помощник ставит игрушки на стол; затем встают вокруг выставочного стола)

«Итог»

Воспитатель: -Спасибо вам, ребятишки, за помощь. Вот наступит весна, и игрушки поедут на ярмарку.

-А ярмарка у нас какая?

Дети: весёлая, весенняя, радостная.

-А как называют нашу ярмарку?

Дети: свистунья.

-Кого вы сегодня лепили?

Дети: коней.

Воспитатель: -А как вы думаете, почему мы лепили коней?

Дети:

-Их делали не для магазинов, фигурки коней, птиц, оберегали людей от злых сил, в которых народ тогда верил, потому что не знал законов природы. Эти фигурки и сейчас прикрепляют на дома.

-Вот как богат на выдумку наш русский народ!

-Ну, а сейчас пряники с чаем!

Ход занятия:

Входят родители с детьми, воспитатель приглашает их сесть на стульчики, поставленные кругом в центре группы.

Воспитатель: Здравствуйте, наши дорогие детки! Здравствуйте, наши дорогие родители! Я очень рада видеть вас в нашей группе! Сегодня нам предстоит увлекательное занятие. Очень интересное и такое же полезное.

Но, сначала, послушайте мой рассказ.

– С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто дымкой окутано, все в дыму. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали – “ Дымковская”. (Показ слайдов)

Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки Из небольшого глиняного шарика с отверстиям свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многлюдной весенней ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Шумит народное гулянье, но громче всего слышится заливистый свист. Оттого и получил этот весенний праздник свое название-“Свистунья”. Приходит новая зима, и снова в Дымкове принимаются за дело. И так много-много лет. Бабушки учат внучек, а внучки –своих внучек.

И в наше время в Вятке, которая теперь называется Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. Если мы зайдем в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Все это нужно для создания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, все это-настоящее чудо.

— И мы сейчас с вами представим, что превратились в настоящих дымковских мастериц! А кого будем лепить -вы мне –кажете сами.

Воспитатель читает рассказ К. Д. Ушинского “Лошадка”

Конь храпит, ушами прядет, глазами поводит удила грызет, шею, словно лебедь, гнет, копытом землю роет. Грива не шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей — челка, на ногах — щетка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковки стальные.

— Садись и пошел! За тридевять земель, в тридесятое царство! Конь бежит, земля дрожит, изо рта пена, из ноздрей пар валит.

— Сейчас мы с вами будем лепить лошадок,чтобы они были такие же красивые:” шею, словно лебеди гнули, хвост трубой, грива по шее волной. Воспитатель предлагает детям еще раз рассмотреть дымковскую игрушку лошадку и определить, каким способом ее лучше слепить. Уточняет ответы и советует попробовать слепить лошадку так, как это делают народные умельцы.

— Сначала нужно создать исходную форму-цилиндр. Один конец валика примерно на треть длины надрезаем стекой, оттягиваем образовавшиеся части и делаем из одной части шею с головой, а из другой ноги. Шею поднимаем вверх, немного изгибаем, чтобы получилась голова.Ноги делаем из другой части: надрезаем стекой на две равные части, каждую из которых оттягиваем и закругляем. Другой конец валика слегка вытягиваем, чтобы задние ноги получились такой же длины, как передние.

Воспитатель предлагает детям и родителям долепить фигурку так, чтобы получилась красивая лошадка.

— Давайте оформим вылепленную фигурку, чтобы она стала красивой лошадкой. Рассматриваем со всех сторон и сглаживаем. Гриву и хвост слегка оттягиваем и прищипываем. Можно усложнить детали, вылепив их отдельно- скатать жгутики и валики и сплести из них хвост и гриву.

-А дома вы украсите лошадку красивыми узорами.

Материалы

Если мы захотим сделать дымковскую лошаку, например, создание ее предполагает несколько этапов: лепку, сушку, обжиг, побелку, роспись. Лепят игрушку по частям. Берут жирную промытую глину, разбавленную песком, и из нее катают шарики. Потом шарики сплющивают для плоских лепешек, из них делают корпус игрушки. А уже к корпусу прикрепляют более мелкие детали.

Затем игрушку ожидает сушка и обжиг, побелка. И лишь после высыхания поверхности мастер приступает к росписи. Все яркие узоры, украшающие петуха или барыню, просты и незатейливы. Именно поэтому очень любят процесс росписи дети-дошкольники. Ребенку нравится делать белую фигурку яркой, оживлять ее краской. Но сначала узоры дымковской росписи, представленные для детей, прорабатываются на бумажных заготовках. Дети учатся орнаменту, работают с основными цветами.

Потому материалы для будущей игрушки могут быть разными: и глина, и акриловые краски, и гуашь, и бумага. Детский труд предполагает самый простой набор материалов и инструментов – плотная акварельная бумага, гуашь, кисти. Старшие дети могут работать с папье-маше, то есть расписывать уже объемные фигурки.

История промысла

Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

(Мезрина Анна Афанасьевна — мастерица дымковской игрушки)

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты

Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел

Дымковская игрушка-лошадка

Лошадка — это самая простая и широко создаваемая игрушка. Предложить создать такую игрушку можно даже малышу. Процесс лепки начинается с туловища, для этого нужно скатать колбаску для будущего тела, а после аккуратно вытянуть один из её концов. У вас должна получиться своеобразная морковка. Загните её тонкий конец так, чтобы получилась голова и шея. Теперь можно продолжить создавать ноги. Для них нужно вылепить сразу четыре колбаски из пластилина, совершенно одинаковые по длине и размеру, после совместить их с туловищем.

Рекомендуется срезать верхнюю область ног под косым углом, в таком случае место крепления конечностей будет выглядеть более аккуратным и ровным. Уже на этом этапе создания у вас должна получиться узнаваемая дымковская фигурка из пластилина. Создать коня из полученной заготовки довольно просто — вам остаётся лишь вылепить хвостик, гриву и острые ушки животного. Все созданные мелкие детали нужно прикрепить к телу, а после этого загрунтовать фигурку и раскрасить по своему усмотрению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector